dura lex

Налоги как неизбежность:
что день грядущий
нам готовит?

Еще совсем недавно фраза «Неизбежны только смерть и налоги», приписываемая Бенджамину Франклину, в части, относящейся к налогам, у многих вызывала улыбку. Однако мероприятия, осуществляемые в последние годы отдельными странами как самостоятельно, так и в рамках международного сотрудничества на различных уровнях (G20, ОЭСР, ЕС), заставляют серьезно задуматься о том, так ли уж был неправ Франклин, как нам казалось.
И
Владислав Горобинский
Размывание налогооблагаемой базы и перемещение прибыли

Привычная нам современная система налогов начала складываться после Второй мировой войны. Например, налог на добавленную стоимость (НДС) впервые появился во Франции в 1954 году. Но, видимо, не зря автором приведенной выше цитаты был один из отцов-основателей США. Ведь именно США, не придумывая каких-либо новых налогов и обходясь без НДС, приложили массу усилий, чтобы обеспечить максимальную собираемость налогов с американских налогоплательщиков. Доставившие столько проблем крупному российскому бизнесу в прошлом году правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК) впервые появились в Кодексе внутренних доходов США в 1962 году. Своим появлением правила о КИК обязаны американским предпринимателям, пытавшимся избежать крайне высоких налогов у себя на родине путем создания иностранных дочерних компаний в низконалоговых юрисдикциях, в которых отсутствует налог на прибыль, и формирования прибыли у таких компаний. В настоящее время этот, а также любые другие способы, посредством которых прибыль не облагается соответствующим налогом или не платятся какие-либо другие налоги, известны как размывание налогооблагаемой базы и перемещение прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS). Служба внутренних доходов США, конечно же, не могла позволить налогоплательщикам уменьшать свои налоги, что и привело к появлению правил о КИК. Эти правила определяют, в каких случаях доход дочерних компаний может быть приравнен к доходу контролирующего акционера и обложен соответствующим налогом в стране нахождения акционера.

Идея понравилась многим странам, и они начали ее активно внедрять. В результате в настоящее время почти все экономически развитые страны имеют в своем законодательстве такие правила. Интересно, что уровень владения акциями, необходимый для признания акционера контролирующим, существенно различается. Если в Израиле для признания акционера контролирующим ему достаточно иметь лишь 10% акций, то в Великобритании этот уровень повышается до 25%, а в Германии — до 50%. В Австрии, Латвии, Голландии, Словении и на Мальте вместо правил о КИК используются другие способы борьбы с подобного рода способом ухода от налогов. А вот в Бельгии, Болгарии, Гонконге, Люксембурге, Сингапуре, Швейцарии и на Кипре правила о КИК в настоящее время отсутствуют.

До последнего времени считалось, что проблема размывания налогооблагаемой базы и перемещения прибыли более-менее решена. Однако мировой финансовый кризис 2008 года привел к дефициту бюджета почти всех развитых и развивающихся стран, что поставило на повестку дня вопрос об увеличении собираемости налогов. И, как вскоре выяснилось, глобализация, различные нестыковки в национальном и международном законодательстве, а также налоговые договоренности между отдельными странами и транснациональными корпорациями позволили последним значительно уменьшить размеры уплачиваемых ими налогов.

Так, в августе 2016 года Европейская комиссия потребовала от корпорации Apple доплатить в Ирландии налогов на сумму около 13 млрд евро, поскольку несколько решений властей Ирландии позволили Apple платить от 0,005 до 1% налога на прибыль при том, что общая ставка налога на прибыль в Ирландии составляет 12,5%! Поскольку возможностями, предоставляемыми BEPS, пользуются не только крупные транснациональные корпорации, но и значительно меньшие по размеру компании, да и просто обеспеченные физические лица, общие налоговые потери от BEPS оцениваются минимум в 100—240 млрд долл. США ежегодно. Как неоднократно заявлялось ОЭСР, система международного налогообложения нацелена на предотвращение двойного налогообложения, но она не должна приводить к тому, чтобы налоги не платились вовсе.

В результате на уровне ОЭСР был принят план из 15 пунктов, реализация которого должна существенно уменьшить потери бюджетов стран от BEPS. Этот план считается крупнейшим изменением правил международного налогообложения за последние 100 лет и затронет порядок уплаты налогов в связи с развитием информационных технологий, трансфертного ценообразования, вопросы борьбы с агрессивным налоговым планированием. Среди мероприятий также присутствует автоматический обмен информацией, о котором речь пойдет ниже. Разработчики плана, конечно же, не забыли и правила о КИК.
Необходимо отметить, что план ОЭСР не предусматривает и не предполагает обязательного внедрения правил о КИК во всех странах. Соответствующий документ ОЭСР является не более чем сборником целей, рекомендаций и лучших практик, которыми могут воспользоваться страны, решившие ввести у себя или обновить существующие правила о КИК. Поскольку в России правила о КИК внедрялись параллельно с ходом разработки этого документа, они в настоящее время соответствуют мировой практике, поэтому не стоит ожидать каких-либо принципиальных изменений в них или тем более их отмены. В то же время в других странах активно начался процесс обсуждения возможности введения в национальное законодательство правил о КИК. В январе 2016 года Европейская комиссия выпустила проект директивы, в случае принятия которой во всех 28 странах ЕС появятся правила о КИК. В том, что несмотря на все внутренние проблемы ЕС эта директива будет принята, сомневаться не приходится, поэтому через несколько лет количество стран без правил о КИК станет существенно меньше.
В 2015 году ФНС РФ получила от налоговых органов 58 стран около 10000 ответов на свои запросы в отношении российских налогоплательщиков - данные ФНС РФ
Автоматический обмен информацией о финансовых счетах

После введения правил о КИК США столкнулись с целым рядом проблем: как узнать, что налогоплательщик является контролирующим акционером какой-либо иностранной компании и не открыл ли алогоплательщик счет в иностранном банке, на который зачисляет недекларируемые доходы? Попытки ввести административную и уголовную ответственность за непредоставление соответствующей информации налогоплательщиками успеха не имели, поскольку налогоплательщики ее не предоставляли, а банки других государств не горели желанием рассказывать о своих клиентах и их операциях налоговым органам США. Как известно, швейцарские банки держали оборону и не раскрывали своих клиентов более 40 лет. Кроме того, возможность создания трастов (фондов) позволяла надежно спрятать контролирующих акционеров почти любой компании от налоговых органов.

Проблему пытались решить путем заключения между странами соглашений об избежании двойного налогообложения, которые содержали нормы об обмене информацией между налоговыми органами этих стран. Однако и это не привело к желаемым результатам. Дело в том, что такие соглашения предусматривают обмен между налоговыми органами по отдельным запросам. В результате налоговые органы не могут получить информацию по неограниченному кругу налогоплательщиков. Кроме того, до направления запроса налоговый орган вначале должен выяснить наличие у конкретного лица, подозреваемого в неуплате налогов, зарубежных активов, что означает необходимость проведения предварительного глубокого расследования.

Убедившись в неэффективности существующих способов, США, пользуясь тем, что существенная часть расчетов в мировой экономике осуществляется в долларах США и проходит через американские банки,
в 2010 году приняли закон «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» (закон FATCA), направленный на борьбу с уклонением от уплаты налогов американскими лицами, владеющими зарубежными активами. Суть закона FATCA достаточно проста: все не американские финансовые институты (банки, брокеры, страховые компании и т. п.) обязаны сообщить в Службу внутренних доходов США о финансовых счетах, прямо или косвенно принадлежащих американским лицам. В случае же невыполнения требований закона FATCA с определенных платежей от источников США, направляемых в неамериканские финансовые институты, должен взиматься штраф в размере 30% от суммы платежа.

Закон FATCA породил огромные юридические проблемы во многих странах. Тем не менее достаточно быстро США и другие страны договорились о том, что в качестве посредников между неамериканскими финансовыми институтами и Службой внутренних доходов США будут выступать национальные налоговые органы. Получив данные от национальных финансовых институтов, налоговые органы затем будут передавать их в Службу внутренних налогов США. Заключенные многими странами с США межправительственные соглашения предусматривают обязанность Службы внутренних доходов США передавать аналогичную информацию налоговым органам других стран. Важно отметить, что в России приняты законы, разрешающие российским финансовым институтам передавать информацию в Службу внутренних доходов США.

В то же время в связи с отсутствием межправительственного соглаше ния между Россией и США ни американские финансовые институты, ни Служба внутренних доходов США не обязаны передавать какую-либо информацию российским налоговым органам.

После того как волна возмущения действиями США спала, стали понятны все преимущества схемы, предложенной законом FATCA. Поэтому не приходится удивляться, что в апреле 2013 года министры финансов Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании заявили о планах организации обмена информацией, взяв за основу соглашения, заключенные с США. Вскоре и ОЭСР выступила с аналогичной инициативой. И чуть более чем через год ОЭСР был утвержден Стандарт для автоматического обмена информацией о финансовых счетах. В соответствии со Стандартом налоговые органы присоединившихся стран получают от финансовых институтов своих стран информацию о финансовых счетах и автоматически передают эту информацию налоговым органам других стран на ежегодной основе не позднее 30 сентября года, следующего за отчетным.

К финансовым институтам, обязанным передавать информацию налоговым органам своей страны, относятся:
  • банки;
  • депозитарии;
  • брокеры;
  • управляющие компании;
  • прочие инвестиционные компании, ведущие деятельность на организованных рынках для или за счет клиента;
  • страховые компании.
Финансовые институты обязаны передавать информацию о любых счетах своих клиентов, на которых учитываются как денежные средства, так и любые финансовые активы клиентов (ценные бумаги, акции, облигации, ноты, бонды, свопы, опционы, фьючерсы, форварды и т. п.). Исключение составляют только некоторые специфичные клиентские счета (пенсионные счета, счета, открытые по решению суда, счета, предназначенные для куплиродажи или аренды недвижимого имущества).

Если речь идет о счете, на котором учитываются денежные средства, то налоговый орган получит от финансового института следующую информацию:

  • наименование (имя) владельца счета, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика, а также дату и место рождения (если владельцем является физическое лицо);
  • суммы процентов, зачисленных на счет за отчетный период;
  • баланс счета по состоянию на конец отчетного периода. В отношении счетов, на которых учитываются финансовые активы, налоговым органам будет передана информация об общей сумме процентного и дивидендного дохода, полученного владельцем счета от финансового актива, а также доходы от продажи финансовых активов за отчетный год. Стандарт также требует от финансовых институтов выявлять среди владельцев счетов пассивные компании (т. е. компании, получающие большую часть своего дохода от пассивных видов деятельности), устанавливать и раскрывать их бенефициаров, являющихся иностранными резидентами.
Учитывая возможные сложности с идентификацией клиентов по открытым ранее финансовым счетам, Стандарт предполагает, что информация о счетах с остатком менее 250 тыс. долл. США, принадлежащих юридическим лицам, не собирается и не раскрывается. В отношении существующих счетов физических лиц, а также любых новых счетов это ограничение не действует.

В настоящее время уже более 80 стран подписали Многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией по налоговым делам (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information, MC AA). В октябре 2014 года 51 страна, среди которых такие популярные в России юрисдикции, как Британские Виргинские острова, Белиз, Бермудские острова, острова Джерси и Гернси, Мэн, Гибралтар, Сейшелы, Кипр, Латвия, Люксембург, Нидерланды подписали Многостороннее соглашение и решили, что первый обмен информацией между ними произойдет в сентябре 2017 года. Передаваемая информация будет включать данные о финансовых счетах, открытых в финансовых институтах этих стран, по состоянию на 31 декабря 2016 года.

Россия должна присоединиться к автоматическому обмену информацией в 2018 году. При условии, что Россия успеет в ближайшее время внести достаточно многочисленные изменения в свое законодательство,
в сентябре 2018 года ФНС РФ впервые получит данные об иностранных счетах и активах российских налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года. Интересным является вопрос, сможет ли ФНС РФ в 2018 году получить от налоговых органов стран, начавших обмен информацией в 2017 году, данные за 2016 год? К сожалению, ни в каком документе не содержится ответа на этот вопрос, однако учитывая тесное сотрудничество налоговых органов разных стран между собой, приходится признать, что данную возможность полностью исключать нельзя.
Итого

Следующие несколько лет будут крайне волнительными для лиц, контролирующих иностранные компании или имеющих зарубежные активы и счета в иностранных банках. Во-первых, в середине 2016 года в России закончилась экономическая амнистия. Во-вторых, начиная с 2017 года налоговые органы разных стран начнут получать информацию о финансовых счетах от национальных финансовых институтов и автоматически обмениваться ею с налоговыми органами других стран на ежегодной основе. В-третьих, в 2017 году контролирующие лица будут обязаны подать в ФНС РФ информацию о прибыли контролируемых ими компаний за 2015 год.

В-четвертых, в 2016 году физические лица впервые уведомили ФНС РФ об оборотах по своим зарубежным счетам. Таким образом, объем получаемой налоговыми органами информации из разных источников (от налогоплательщиков, от национальных финансовых институтов, от налоговых органов других стран) многократно возрастает, а информационная открытость и прозрачность становятся общемировой тенденцией. Поэтому можно достаточно уверенно предположить, что, разобравшись за 2—3 года с потоком хлынувшей на них информации, налоговые органы начнут предъявлять налогоплательщикам различные претензии в связи с неуплатой ими налогов.
16 ноября 2016