альтернативные инвестиции


Искусство как инвестиция

Тенденции и перспективы арт-рынка глазами эксперта

Дирк Болл, управляющий директор Christie's в континентальной Европе


Начиная с 1970-х годов головокружительный рост цен на произведения искусства привел к ситуации, которая позволяет расматривать последние в качестве объектов инвестиций. Это породило огромный спрос среди потенциальных инвесторов на информацию о характеристиках их атрибуции, а также о соответствующих рынках и тенденциях их развития. Участники рынка, в свою очередь, были готовы удовлетворить это стремление к большей прозрачности. В 1975 году появился Art Sales Index — первый независимый индекс, значение которого основывается на проводимой экспертами арт-рынка дважды в год оценке фиксированной «корзины» произведений искусства различных категорий, каждая из которых содержит от 30 до 40 работ.


Дирк Болл
Christie's
Для предотвращения манипуляций состав «корзины» держится в секрете, публикуется только результат оценки. На сегодняшний день одним из наиболее авторитетных индексов является Mei/Moses Fine Art Index, который включает в себя сравнительное исследование цен на произведения искусства, проданные на мировых аукционах, наряду с другой экономической статистикой и дает обобщенную информацию о работах, участвовавших в торгах более чем один раз начиная с 1875 года. Перспективность инвестиций в искусство может оцениваться так же, как инвестиции в ценные бумаги, однако в отличие от последних инвестиции в искусство не поддаются четкому прогнозированию, так как, с одной стороны, не существует объективных критериев оценки художественного качества, а с другой стороны — степени его влияния на оценку стоимости. Причина заключается в том, что факторы, определяющие динамику цен, в основном отражают прошлые результаты, но не могут быть спроецированы на будущее.

В случае профессионального управления предложения на арт-рынке, как и на фондовом, делятся на безопасные («голубые фишки») и рискованные инвестиции. К первым относятся произведения авторов, чье творчество хорошо известно и уже неоднократно подвергалось общепризнанной оценке. Инвестиции в искусство, как и инвестиции в ценные бумаги, подвержены гораздо большим рискам в том случае, когда речь заходит о спонтанных покупках. Инвестиционный подход полностью исключает иррациональный эффект влияния личности отдельного коллекционера. Арт-консультант пополняет арт-фонды за счет работ, которые, с его точки зрения, являются недооцененными в момент покупки, и стремится избавиться от них в наиболее благоприятной и выгодной для этого ситуации.

В связи с вышесказанным возникает вопрос о независимых от рыночных циклов структурных условиях, которые определяют пригодность искусства в качестве объекта для инвестиций. Любые прогнозы доходности ненадежны по своей сути: если они основаны на смешанном индексе, индикатор может быть в целом верным, но неточным в отдельных случаях. Таким образом, для инвесторов крайне важен процесс постоянного изучения и наблюдения за конкретным рынком, в пределах которого они рассматривают возможность инвестирования. Теперь давайте обратимся к трем тенденциям, существенно влияющим на современные рынки.
Изменения предпочтений в отношении предметов роскоши

По мере того как мир заполняют промышленно производимые предметы роскоши, их значение в современном обществе становится предметом обсуждения «лидеров мнений» по всему миру. Помимо таких ценностей, как современность и экологичность, большое внимание уделяется уникальности. Приобретение произведений искусства становится привлекательным для всевозрастающего числа богатых людей, которые не являются коллекционерами в традиционном смысле этого слова. Они находятся под сильным влиянием других людей в отношении ценности и стоимости работ, в особенности тех, о которых говорят, что «это значимая работа выдающегося художника, которая стоит кучу денег». В центре внимания остается все более и более узкий круг имен, так называемых голубых фишек, в будущем этот процесс будет только усиливаться.

«Эффект богатства» как результат радикальных социальных перемен

Социальная система, находящаяся на пике радикальных изменений, зачастую является благодатной почвой для новаторского искусства. В то же время социальные потрясения могут создать условия для возникновения богатого и потенциально инвестирующего в искусство класса людей в любой точке мира: вчера и сегодня в Китае и бывших советских республиках, сегодня и завтра в Индии, завтра и послезавтра в Южной Америке. В целом же существует прямая зависимость между ростом благосостояния культурной группы и общим уровнем цен на произведения искусства. Прекрасным примером могут служить Китай или Ирландия и Бельгия в Европе.

Глобальная урбанизация

В промышленно развитых странах набирает скорость процесс оттока сельского населения. Все больше и больше людей выбирают жизнь в перенаселенных городах, причем даже богатые слои населения соглашаются жить в многоквартирных домах. В этих условиях продавать масштабные произведения искусства становится гораздо сложнее, чем небольшие работы; следовательно, рост стоимости обратно пропорционален размеру. В итоге многие коллекционеры ограничивают объем своих приобретений, уделяя все больше внимания работам самого высокого качества. Инвесторы должны всегда покупать лучшее из того, что они могут себе позволить. Квинтэссенцией совокупного эффекта этих трех тенденций является огромный рост спроса на произведения современного искусства; как правило, новые покупатели не заинтересованы в искусстве более ранних периодов или в образцах декоративно-прикладного искусства. Следствием этого также является бум на рынке современного дизайна. Инвесторы не только совершают покупки в «немодных» ранее категориях, они гораздо чаще инвестируют в искусство надолго. Профессиональное инвестиционное планирование привело к пересмотру ценовых рекордов как сиюминутных показателей. Кроме того, за счет волатильности на арт-рынке инвестиции обязательно должны быть долгосрочными, чтобы избежать влияния противоциклических тенденций. Одним из следствий значительного увеличения числа активных участников арт-рынка, а также его распада на целый ряд отдельных сегментов является маловероятность рыночного коллапса, традиционно следующего за этапом бума; в самом крайнем случае произойдет некоторый спад в отдельных сегментах. Высокая вероятность того, что другие, быстро растущие сегменты, могут компенсировать эти единичные случаи спада, позволяет надеяться на успех начинаний в области инвестиций в искусство в условиях стремительно развивающегося рынка.
16 ноября 2016