И./ Владимир Михайлович, подлетая к Волгограду, с удовольствием наблюдаешь с высоты ухоженную расчерченную на квадратики землю…
Ну, это с высоты. Из космоса еще лучше было бы (смеется).
И./ А что на земле?
А на земле даже при наличии широкой реки Волги мы видим высохшую траву — в этом году засуха по всему Поволжью. В 11 районах Волгоградской области объявлена чрезвычайная ситуация.
И./ Как вы справляетесь с этой бедой?
Мы привыкли. Волгоградская область — зона рискованного земледелия. Хотя по почвенно-климатическим характеристикам область разбита на 4 зоны и мы с нашим производством находимся, наверное, в самой благоприятной. Вообще почвенно-климатический потенциал земли имеет ключевое значение — это залог успеха, основа. Если есть потенциал земли, можно решить и кадровую проблему, и проблему материально-технического обеспечения, и транспортную.
И./ Наверное, гораздо сложнее преодолевать проблемы, связанные с постоянным кризисом в стране?
Самое интересное то, что в кризисы или в засуху у нас получается самая высокая экономическая эффективность. Потому что меняется ценовая конъюнктура. Вообще же в моем понимании, сельское хозяйство существует по отношению к другим видам предпринимательства в тепличных условиях. Крестьяне всегда жалуются: все плохо, то дождь не дает убирать, то нет дождя — засуха. Но у нас нет налога на прибыль — это серьезная поддержка. Налог на добавленную стоимость у нас 10%, а в других видах деятельности — 18%. Это тоже льгота льгот. У нас субсидируются почти все оборотные и инвестиционные кредиты. В любые времена нам кредитные деньги стоили не более 3–4%. В принципе, не на что жаловаться сельхозпроизводителям. Но не всем. Мы находимся в одной из более или менее благоприятных зон с точки зрения почвенно-климатических условий. И географически мы более или менее расположены удобно. Конечно, нам трудно конкурировать с Краснодаром. У них даже логистика дешевле на 1 800 рублей на тонну сельхозпродукции. Разные условия, и результаты, естественно, разные. При этом государство почему-то никакой дифференциации не делает - и поддержка, и субсидирование по кредитам одинаковые для всех. Но ведь нельзя равнять Краснодар и Ярославскую область, например. Может быть, помните из политэкономии: рента 1, рента 2? Почему бы это не применить? Там, где земля географически не очень хорошо расположена и имеет низкий потенциал, — вот там-то и нужно поддерживать, чтобы жизнь там была. Ведь поддержка села — это не только поддержка предпринимательства. Сельскохозяйственные предприятия являются там градообразующими, и пока они работают, люди будут там задерживаться. В противном случае деревни гибнут.
И./ А кто этот вопрос вообще должен решить?
Правительство. У нас, например, даже на уровне региона сформировали шесть зон и пытались перераспределять субсидии внутри области погектарно в зависимости от почвенно-климатических условий. Чтобы поддержать тех, кто занимается очень рискованным сельским хозяйством. А на федеральном уровне такого нет.
И./ А почему, как Вы думаете?
В правительстве нужны люди с опытом работы на земле и пониманием всех процессов. В противном случае мы получаем оторванные от жизни законы.