коллекция

Образ жизни - коллекционирование

Существуют виды человеческой деятельности, разобраться в которых можно только через общение с участниками процесса. К таким видам, в частности, относится и коллекционирование предметов искусства. Российский обыватель зачастую имеет довольно обезличенное представление о коллекционерах, изредка встречая в новостях упоминание о том, что очередной шедевр ушел с молотка «в европейское собрание», или натыкаясь на табличку «из частной коллекции» рядом с тем или иным музейным экспонатом. Что движет людьми, приобретающими произведения искусства — любовь к прекрасному или стремление приумножить состояние? Как создаются частные коллекции и каковы основные принципы их формирования? Об этом мы поговорили с коллекционерами Александром и Евгенией Поповыми и Маргаритой Пушкиной, которая является директором международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В процессе разговора выяснилось, что подходы к коллекционированию могут разниться в деталях, но в основополагающих моментах респонденты оказались единодушны. Искренний интерес к современному искусству и к людям, которые им занимаются, вдумчивая исследовательская работа, готовность меняться — вот те характеристики, без которых портрет коллекционера просто немыслим.
И
Елена Курбацкая, Christie's Россия
И./ Как долго вы коллекционируете предметы искусства и сколько работ в вашем собрании?

М.П.: Коллекционировать я начала в начале 2000-х годов. Точное количество работ трудно определить, так как сейчас в силу того, что львиная доля моего времени уходит на ярмарку Cosmoscow, заниматься коллекцией просто некогда.

А. и Е. П.: Первые работы мы купили на выставке в Лондоне в 2004 году, а серьезно коллекционировать начали в 2007 году. Я думаю, что подсчитать количество работ будет сложно даже кураторам, которые
нас ведут. Основная часть находится в специализированных международных хранилищах, но что-то есть и в Москве.

И./ Когда вы впервые покупали произведение искусства, вы уже знали, что это будет начало коллекции?

А. и Е. П.: Самые первые работы мы купили около 10 лет назад. На тот момент у нас и мысли не могло возникнуть, что невинное увлечение перерастет в настоящую страсть. В то время как другие едут, например, в Милан на шопинг, мы идем на открытие выставки или ужин с художником. Наш календарь буквально расписан поездками на ярмарки и другие арт-мероприятия.

М. П.: О коллекционировании я тогда не задумывалась. Передо мной в первую очередь стоял вопрос «что повесить на стену». В коллекционирование это переросло позже.

И./ Как вы относитесь сейчас к первым из приобретенных работ?

М. П.: Покупая работы для своей коллекции, я обращалась в галереи и советовалась с кураторами. Недавно пересматривала свои первые приобретения и могу смело сказать, что ни о чем не жалею, несмотря на то, что мой вкус с тех пор изменился.
А. и Е. П.: К первым работам относимся с трепетом. Это своего рода точка отсчета и приятное напоминание о том, с чего все начиналось.
И./ Насколько сильно изменились ваши вкусы и предпочтения со временем?

А. и Е. П.: Жизнь — это развитие, а значит, ваши вкусы определенно будут меняться. Если коллекционирование становится не просто хобби, а инвестицией в будущее (и здесь речь идет вовсе не о финансовой стороне), то вы подходите к этому более серьезно и осмотрительно. По сути, это серьезная работа — посещение музеев, ведущих мировых ярмарок, знакомство с галереями, чтение специальной литературы и многое другое.
М. П.: Мне стали нравиться произведения, выполненные в разных медиа и жанрах. Я начала сама находить художников, которые мне интересны. Но все это пришло со временем, в результате постоянного посещения выставок, поездок на ярмарки, изучения идей и концепций художников.

И./ Есть ли у вашего собрания единая концепция, согласно которой вы покупаете новые работы?

М. П.: Нет, единой концепции не существует. Но по причине того, что в связи с работой я сейчас много общаюсь с молодыми российскими художниками, коллекция в последнее время пополняется именно за счет их произведений.
А. и Е. П.: Изначально мы выстроили линию, которой договорились придерживаться: нам был интересен попарт, стрит-арт и современный дизайн-арт XXI века.

И./ Что для вас является основной движущей силой в процессе коллекционирования?

М. П.: В первую очередь — это интерес к художникам и их идеям. Для меня общение с современным искусством — это во многом увлекательный интеллектуальный процесс, знакомство с чем-то новым.
А. и Е. П.: Для любого коллекционера основная движущая сила — это страсть и любовь к искусству. Но в силу того, что со временем мы хотим сделать свою коллекцию общедоступной, мы задумались об открытии фонда Popov Foundation. Основная цель — популяризация современного искусства в России и поддержка молодых художников.

И./ Существуют ли работы (авторы, стили, периоды), которых недостает вашему собранию?

М. П.: Я в первую очередь коллекционирую впечатления, знания, опыт. Но есть большое количество актуальных художников, работы которых я бы с удовольствием приобрела.
А. и Е. П.: Коллекционер современного искусства всегда будет не до конца удовлетворен своим собранием с точки зрения его полноты. Ведь современное искусство — это то, что происходит здесь и сейчас, ограничить коллекцию тем или иным периодом просто невозможно.

И./ Что такое для вас идеальная коллекция?

М. П.: Любая коллекция всегда имеет субъективный характер. В процессе формирования корпоративной, музейной, институциональной коллекции важное влияние оказывают вкус и предпочтения кураторов этой коллекции. И такие коллекции имеют большое социальное значение. Но к частной коллекции не может быть каких-то специальных требований. Это история жизни и развития вкуса коллекционера.
А. и Е. П.: Идеальная коллекция современного искусства — та, которую ты собираешь по велению сердца с оглядкой на то, что потенциально может попасть в историю.
И./ Как вы считаете, что станет с вашим собранием в отдаленном будущем (через 20 лет)?

М. П.: Я надеюсь, что это будет интересно моему сыну. И для него это станет историей его жизни и жизни его родителей.
А. и Е. П.: Мы надеемся, что в отдаленном будущем коллекция будет актуальна и интересна новому поколению любителей искусства.

И./ Насколько для вас важна возможность знакомства и общения с художниками, работы которых вы собираете?

М. П.: Для меня это наиболее интересное в процессе коллекционирования. Я встречаю большое количество интересных, творческих и неравнодушных людей.
А. и Е. П.: Возможность познакомиться и пообщаться с художником лично, узнать его видение работы и самое главное — обсудить идеи, которые он хотел донести, — это одно из преимуществ коллекционирования именно современного искусства. После такого общения ты не просто переосмысляешь работу, но и начинаешь вступать во внутренний диалог с художником и с самим собой.

И./ Как вы считаете, какова роль коллекционера искусства в современном обществе?

А. и Е. П.: На наш взгляд, роль коллекционера существенно выросла за последние годы. Стали появляться частные музеи, открываются некоммерческие фонды с невероятно сильными коллекциями. Все чаще слышны разговоры, что именно коллекционеры на сегодняшний день устанавливают рынок.
М. П.: Коллекционеры во все времена имели большое влияние и значение. Благодаря заказам Медичи и других патронов своего времени художники осуществляли проекты, а мы сегодня имеем возможность наслаждаться настоящими шедеврами. Современные коллекционеры поддерживают художников, создают условия и возможности для развития культуры.

И./ Следите ли вы за ценами на работы художников, представленных в вашем собрании?

М. П.: Нет, не слежу. Но, например, когда наши работы брали на выставку, встал вопрос оценки. И я убедилась на примере нескольких работ, что цены на них выросли.
А. и Е. П.: Нельзя сказать, что мы постоянно следим за рынком наших художников. Но если вдруг на аукционе, в котором мы участвуем, попадается та или иная работа, ради интереса, конечно, наблюдаем за результатами.
И./ Оцениваете ли вы инвестиционный потенциал покупаемых работ? Если да, то как?

М. П.: Честно говоря, уже нет. Мне просто интересны те или иные художники.
А. и Е. П.: Безусловно, покупая заинтересовавшую нас работу, мы оцениваем, насколько она привлекательна с точки зрения инвестиции. Но речь идет скорее об инвестиции в будущее, нежели о финансовых показателях. Здесь важно то, для чего вы строите коллекцию и какие цели преследуете.

И./ Можете назвать самую дорогую работу в своем собрании? Или ту, рыночная стоимость которой наиболее значительно возросла с момента покупки?

М. П.: Одна из работ Семена Файбисовича 1988 года уже, судя по аукционным торгам, выросла в цене почти в 10 раз по сравнению с тем, за сколько мы ее покупали.
А. и Е. П.: Дорогая для нас та работа, которая представляет собой историческую ценность или важность для собрания. К примеру, мы очень гордимся несколькими ранними работами Кусамы или знаковым сетом молодого, но уже заявившего о себе JR.

И./ Как вы предпочитаете покупать работы (галереи, аукционы, ярмарки, у художников) и почему?

М. П.: В основном в галереях и на ярмарках. Иногда работы попадают в собрание непосредственно от художников, например, когда я финансировала производство проекта. Но это редкие исключения.
А. и Е. П.: Все зависит от конкретной работы. Что-то можно купить только на вторичном рынке, что-то напрямую через галерею или художника. К примеру, мы очень хотели работу Барбары Крюгер и потратили без малого год на поиски именно той работы, которая отвечала всем нашим требованиям. Мы подключили к этому процессу галереи, дилеров, аукционные дома. В итоге работу приобрели через галерею.

И./ Есть ли в вашем собрании работа, с которой вы не согласились бы расстаться ни при каких обстоятельствах? Что это за работа?

М. П.: Есть, например, работа Павла Пепперштейна, которая побывала на выставках в галерее Тейт (Лондон) и в Новом музее современного искусства (Нью-Йорк). Мне неоднократно поступали предложения продать эту работу, но я не согласилась.
А. и Е. П.: Таких работ очень много. Мы редко расстаемся с чем-то и если и делаем это, то только в том случае, если понимаем, что работы стали выбиваться из общей концепции. Ведь коллекция — это живой организм, который развивается вместе с тобой.
Фото на обложке: работа из коллекции Маргариты Пушкиной, показанная в рамках выставки "Глазами коллекционера", которая проходила в рамках ярмарки Cosmoscow 2015.

Стефан Балкенхол (род. 1957)
"Авиатор"
Скульптура выполнена в 2006 году.
28 октября 2015
Подпишитесь на обновления. Когда выйдет новый номер, вы узнаете об этом первыми
E-mail
ФИО
Комментарий
Нажимая "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности