финансы
IPO: статистика и площадки
С начала года произошло значительное оживление на рынке первичных публичных размещений. В странах Европы и Азии в 1-м квартале 2014 г. объем привлеченных на биржах средств вырос более чем в два раза. Пока противоположная ситуация в России — в 1-м квартале 2014 г. прошло только одно публичное размещение российской компании — IPO Ленты, ряд размещений был отложен. Что и на каких условиях предлагают биржевые площадки — памятка эмитенту.
И
Анна Нагорных
Мировой рынок IPO

Общий объем средств, привлеченных компаниями при IPO во всем мире в 1-м квартале 2014 г., составил 47,2 млрд долл., что почти вдвое — на 98% — больше, чем в 1-м квартале 2013 г., и является лучшим первым кварталом с 2010 г. Больше всего средств привлекли американские компании — 10,7 млрд долл., на втором месте идут китайские — 8,5 млрд долл., на третьем — японские — 4,9 млрд долл. Европейские эмитенты заметно увеличили свою долю — с 22% в начале 2013 г. до 35% в первом квартале этого года. За первый квартал европейские компании привлекли в общей сложности 16,3 млрд долл., что для Европы является лучшим началом года за последние 14 лет начиная с 2000 года. Очевидный рост показал и азиатский рынок IPO — в первом квартале общий объем составил 12,7 млрд долл., что в четыре раза больше, чем годом ранее (3,3 млрд долл.).
Специфика российского рынка

Оживление российского рынка первичных публичных размещений в 2010—2011 гг. после падения в 2008—2009 гг. сменилось стагнацией в 2012—2013 гг. Отдельные яркие размещения Yandex, Luxoft или ТКС Банка подтверждают общую картину: чтобы разместиться, российскому эмитенту необходимо продемонстрировать исключительную особенность и красивую инвестиционную историю. Но пока присущие российскому рынку государственное стимулирование по размещению на внутреннем рынке и высокая оценка компаний при размещении не приносят успеха. Так, из 25 IPO, проведенных компаниями с российскими активами с начала 2011 г., лишь шесть прошли на российском рынке, остальные — в Лондоне или Нью-Йорке. Из-за отсутствия внутреннего инвестора эмитенты предпочитают выходить на зарубежные площадки, где более высокий спрос на бумаги. А высокая оценка приводит к отказам от размещений в процессе проведения road-show, либо после размещения котировки ценных бумаг снижаются гораздо сильнее, чем фондовые индексы.
Биржевые площадки

Наибольшей популярностью среди компаний малой и средней капитализации пользуются альтернативная площадка AIM Лондонской биржи и Рынок инноваций и инвестиций (РИИ) Московской биржи. На июнь 2014 г. на этих площадках зафиксировано 40 российских эмитентов, в том числе компании, которые прошли лишь процедуру листинга на бирже (это касается сектора РИИ). Если говорить о классических IPO, то таких за период 2005—2013 гг. было 33.
17 размещений прошло на AIM: Волга-Газ, Prosperity Russia Domestic Fund, Timan Oil & Gas, MirLand Development Corporation, ROSE GROUP (RGI International), Teleset Networks, Prosperity Voskhod Fund, PetroNeft Resources, Baltic Oil Terminals, Matra Petroleum, Aurora Russia, Amur Minerals Corporation, International Marketing & Sales Group, Зиракс, Urals Energy, Рейвен Россия, Рамблер Медиа.
8 — в секторе РИИ: «Живой офис», «Мультисистема», Ютинет.Ру, «Фармсинтез», «Русские навигационные
технологии», ДИОД, Институт стволовых клеток человека, «Армада».
6 — на NASDAQ: QIWI, CIS Acquisition, Яндекс, Black Earth Farming, West Siberian Resources, СТС Медиа.
2 — на Deutsche Borse: WorldWide Papa's, Группа IBS.

Появляются и конкурирующие центры — Гонконг и Шанхай. Наилучшие шансы забрать российских клиентов у Лондона и Нью-Йорка имеет Гонконг. Пока что это единственная незападная площадка, где у россиян есть удачный опыт размещений.
1 Указанные суммы актуальны при условии, что отсутствует необходимость в реструктуризации бизнеса (в целях приведения последнего в соответствие с требованиями, предъявляемыми правилами AIM рынка и NOMAD-ом).
2 С момента первой встречи с участием всех сторон и до публикации предварительного документа о допуске на AIM. При условии, что отсутствует необходимость в реструктуризации бизнеса (в целях приведения последнего в соответствие с требованиями, предъявляемыми правилами AIM рынка и NOMAD-ом).
14 августа 2014
Подпишитесь на обновления. Когда выйдет новый номер, вы узнаете об этом первыми
E-mail
ФИО
Комментарий
Нажимая "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности