личный капитал

11 причин

ОСТАНОВИТЬСЯ ИЛИ ПОЙТИ ВПЕРЕД
И
Марина Миронова
Еще 10—15 лет назад критерием уровня образования был выбранный в 17 лет институт и количество «корочек» о повышении квалификации. Путь к профессиональным знаниям был тернист, требовал значительных временных затрат на поиск источников, их конспектирование, а чтобы добраться до новейших диссертационных исследований, надо было доехать до Химок.

Сегодня каждый из нас имеет доступ к океану информации. «Погуглив» тему, мы получаем не одну сотню статей, презентаций, видео, умноженных в десятки раз в англоязычном Интернете. Следующий уровень — это уже не самостоятельное переваривание гигабайт информации, а системный подход к обучению. И в этой области предложений много. Лучшие университеты догоняют и обгоняют MTI — первопроходца в оцифровке учебных материалов. Тренеры и преподаватели выкладывают видеолекции на YouTube. Портал TED.com предлагает короткие и часто яркие выступления лидеров рынка. Самый популярный образовательный ресурс Coursera.org предлагает под тысячу учебных курсов — от истории музыки до теории и практики органических фотоэлементов. Они постоянно обновляются, отлично подготовлены, содержат видеолекции, дополнительные материалы, промежуточные тестовые задания, а при желании за дополнительную и совсем невысокую плату можно пройти итоговое тестирование онлайн и получить сертификат о прохождении курса — на случай, если важны свидетельства «образованности». MOOC (massive open online courses) — настоящий тренд современного образования, реальная возможность непрерывного обучения. У дистанционной системы есть недостатки, но они постоянно минимизируются за счет того, что на этом рынке конкурируют крупнейшие университеты, такие как Гарвард, Миннесотский технологический университет, университет в Сан-Хосе. Да, их подход не альтруистический, они монетизируют бесплатные или недорогие программы за счет сертификации, привлечения студентов в очные проекты, но это не умаляет тех возможностей по системному обучению, которые они предоставляют. Есть и российские аналоги. Кроме курсов Высшей школы экономики на Курсере существуют полностью отечественные примеры MOOC, пока без большого размаха и с малым количеством курсов — например, Universarium.org, но все впереди. Не хватает живого контакта и офлайн-дискуссий — зайдите на сайт «Теории и практики» и узнайте об очных лекциях на самые неожиданные темы. К слову, «непрофильное» обучение — отличный источник идей при решении креативных и нестандартных задач.

Возможности безграничны, так почему же количество разносторонне развитых интеллектуалов не растет теми же темпами? По данным Курсеры, только 8% из тех, кто зарегистрировался на курс, доходят до его окончания. Интересно сравнить тенденции в самообразовании с тем, что происходит в области внимания к своей спортивной форме. Последняя тема развивается дольше и более успешно. Рост числа провайдеров фитнес-услуг идет уже многие годы, а возможности саморазвития в домашних условиях в виде зарядки популяризируются и вовсе под сотню лет, а последние годы получили подкрепление в виде многочисленных видеотренировок на том же YouTube. Но нет, адептами здорового образа жизни становятся, прямо скажем, не все. Всегда легче найти причины, чтобы не делать. И в самообразовании так же. Подобных причин как минимум 11.
1. Дешево хорошо не бывает
Возможно, пока MOOC — это образовательный фастфуд, который не заменит личного общения в аудитории, внимания преподавателя и в целом полноценного очного образования. Но при выборе между российским вузом из второй сотни и дистанционным курсом в европейском или американском университете, не факт, что лучше остановиться на первом варианте.


2. Слабый английский
Часть видеоматериалов на той же Курсере имеет русские субтитры, наличие онлайн-переводчиков снимает
проблему работы с текстами, но о языке все равно надо думать. Полгода дистанционного обучения, включающего онлайн-общение с преподавателем, позволит поднять язык на 1—2 уровня.


3. Разовое прослушивание курсов не повышает уровень образования
Это да, так же как и единичная утренняя пробежка не сделает вас марафонцем, а одна зарядка не исправит пресс. Но если говорить о системе, где определена цель, последовательность шагов, а также сформирована регулярность занятий, вы не останетесь на месте.


4. Никому не интересны электронные сертификаты
Отнюдь, система западного повышения квалификации уже не всегда предполагает выдачу гербовой бумаги с подписью и печатью, а ведет, как правило, электронный учет аттестованных лиц. Работодатели в свою очередь все больше внимания обращают на способность к обучаемости, а не на список быстроустаревающих подтвержденных компетенций. Да, широта и глубина знаний не так очевидны, как хорошая физическая форма, но в личном взаимодействии они интуитивно оцениваются и имеют больший вес.


5. Нет времени
Железный аргумент для любой пассивности, но вряд ли вы сами верите, что не можете выделять по 30—40 минут два-четыре раза в неделю на самообразование.


6. Воля подвела
Не всем дано, как Кирсанову Чернышевского, выучить французский по Евангелию. Хотите довести изучение предмета до логического конца, подумайте о системе мотивации. Специалисты говорят, что доля успешного обучения среди слушателей платных курсов значительно выше. Мотивацию повышают как сами денежные инвестиции, так и обратная связь от преподавателей. Но и без личной мотивации не обойтись. Для кого-то решением будет поддержка в семье, для кого-то — образ счастливого будущего, причиной которого должно стать именно обучение.


7. Сложно найти здравое зерно
Да, есть проблема информационного шума. Задавшись целью определиться с ресурсами для повышения квалификации, можно натолкнуться на множество поверхностных курсов. Процесс поиска «своих» ресурсов потребует времени и активности, но это также может быть интересным опытом, ведь никто не жалуется, что при поиске грибов в лесу приходится проходить неоправданно большое расстояние и ворошить значительное количество листвы.


8. Глаза разбежались, все хочется попробовать
Рецепт преодоления только один — четкая цель. Если вы знаете, для чего в конечном итоге вам необходимо двигаться вперед, проще расставить приоритеты и отказаться от интересного, но ненужного.


9. Процесс побеждает результат
Проведя не один час или даже месяц за занятиями, можно не получить ничего: научение не произошло, вы просто неплохо провели время. Лучшая защита от этого риска — четкое планирование обучения, определение, чего вы хотите достичь, в какие сроки, по каким признакам вы поймете, что достигли результата.


10. Количество не перерастет в качество
Как было бы просто, если, загрузив в себя несколько развивающих программ, человек автоматически становился бы лучше. Но развитие — это не поглощение информации, а ее переработка, осмысление, включение в каждодневное поведение. Иногда толчком для изменений может стать степень МВА, полученная в лучшем зарубежном университете, иногда небольшой онлайн-курс.


11. Мне не дают развиваться
Ответственность за себя часто успешно возлагается на работодателя, который должен освободить от работы и оплатить обучение. Но обучение может быть бесплатным, а главное, полученные знания — это личное достояние личности, ее резерв, который она может использовать по своему усмотрению: и для выстраивания отношений, и для продажи на рынке труда, и для организации своего бизнеса. Сложно представить более личные сбережения, так разве можно перекладывать ответственность за их рост на кого-то извне.
Мир полон возможностей, вы можете пройти мимо, а можете использовать их в своих интересах. И если вам кто-то скажет: «Мне не дают развиваться», — вы только улыбнетесь. Вы же знаете, что это невозможно.
14 августа 2014