И./ Прежде чем говорить о будущем завода и отрасли, хотелось бы узнать историю предприятия.
У завода богатая история. Основан в 1876 году, когда министром путей сообщения графом Владимиром Алексеевичем Бобринским были открыты главные мастерские для ремонта паровозов и вагонов. В 1961 году проведена реконструкция для возможности ремонта электрических машин тепловозов, получен статус электромеханического завода. Предприятие стало ремонтным заводом союзного значения. В 1988 году достигнуты наивысшие показатели по ремонту электрических машин тепловозов, ведутся поставки за рубеж: в Венгрию, Польшу, Германию, Монголию, на Кубу. В 1991 году завод переходит на работу в условиях аренды с правом выкупа предприятия как целостного имущественного комплекса. В 1994 году Фонд госимущества Украины выдал заводу «Свидетельство о собственности», которое зафиксировало факт приватизации завода организацией арендаторов. С 1 января 1999 года на базе существующего общества создается новое Открытое акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Смелянский электромеханический завод».
И./ Какие изменения произошли за последние годы и чем живет предприятие сейчас?
Пять лет назад принята новая стратегия развития, подразумевающая уход от ремонтной специализации к созданию предприятия полного цикла. Сейчас эта стратегия реализуется, и если раньше 100% выручки приходилось на ремонт двигателей, то сейчас больше 60% выручки формируется за счет производства новой техники. При этом мы не забываем про ремонт. Мы хотим сфокусироваться на обслуживании полного жизненного цикла двигателей – от производства до ремонта. Наши заказчики крайне заинтересованы в этом. Сейчас мы наращиваем выпуск новых двигателей, ремонтируем старые, активно участвуем в процессе модернизации локомотивного парка железных дорог России, Украины, стран Прибалтики, Монголии, Средней Азии. В прошлом году мы увеличили объем выпуска и продаж в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом. В 2012 году планируем увеличить эти показатели почти в три раза. За три года хотим стать лидером на территории СНГ и Прибалтики по тяговому приводу.
И./ Планов много, но и конкуренты не дремлют. Кто ваши конкуренты и как вы планируете завоевывать рынок?
Мы аккуратно работаем локтями на рынке новых машин, который, кстати, достаточно тесный. Некоторые машиностроительные предприятия, которые в прошлом выпускали общепромышленные электродвигатели, делают шаги в сторону диверсификации, производят двигатели для подвижного состава железных дорог. Выросла активность европейских и азиатских производителей, продвигающих свои электрические машины как отдельно, так и в составе закупаемой техники. В общем виде рынок «рельсовых» электрических машин стран – участников СНГ и бывшего соцлагеря разделен между «Электротяжмашем» (Харьков), «Новочеркасским электровозостроительным заводом», «Электромашиной» (Харьков) и ХК «Привод»(Россия). Нашей сильной стороной станет то, что мы будем предоставлять максимальную комплектацию, в частности производить комплекты «двигатель – система управления» и «генератор – двигатель – система управления».