финансы
Рынок IPO:
в надежде на
восстановление
По общему признанию экспертов, в 2010 году объем мирового рынка IPO если и не достигнет докризисного уровня, то, по крайней мере, может к нему вплотную приблизиться. Поводом для такой оптимистичной оценки служит анализ статистики проведенных размещений во втором полугодии 2009 года.
И
Елена Белевцева
Согласно данным компании «Эрнст энд Янг», несмотря на то, что количество сделок на рынке резко сократилось, объем средств, привлеченных компаниями в ходе IPO за 11 месяцев 2009 года, практически достиг уровня аналогичного показателя 2008 года. Первый квартал 2010 года также стал удачным для глобального рынка IPO: объем сделок вырос в 38 раз, а их количество в пять раз превысило данные аналогичного периода 2009 года. Оживление рынка IPO аналитики в первую очередь связывают с тем, что по мере выравнивания макроэкономических показателей ведущих мировых держав инвесторы со всего мира восстанавливают аппетиты к риску, а такая ситуация очень благоприятна для компаний, планирующих размещение на биржах. О том, что аппетиты к риску растут, и инвесторы склонны с оптимизмом смотреть на рынок акций, говорят и выводы опроса управляющих, который ежемесячно проводят Bank of America и Merrill Lynch. Согласно полученным данным управляющие сокращают долю наличных в своих портфелях и инвестируют их в акции. В 2009 году впервые после долгого периода лидерства по объемам привлеченных в ходе IPO средств американские площадки уступили пальму первенства биржам развивающихся стран, в частности, торговым площадкам Азии и Южной Америки. По данным «Эрнст энд Янг», Гонконгская биржа потеснила Нью-йоркскую биржу - мирового лидера по объему привлеченных в ходе IPO средств на протяжении многих лет. Аналитики сходятся во мнении, что это начало новой тенденции – перемещения центра активности инвесторов в сторону развивающихся рынков. Только за 9 месяцев 2009 года, согласно «Эрнст энд Янг», на долю сделок азиатских и южно-американских компаний пришлось 72% всего объема привлеченных в ходе IPO средств. «Рост популярности биржи Гонконга объясняется тем, что там сейчас, пожалуй, самая высокая концентрация спекулятивного капитала, - говорит Михаил Зак, начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал». - У китайцев много свободных денег, и они готовы рассматривать более рискованные активы, в отличие от развитых стран. Кроме того, регион в целом сейчас считается драйвером развития мировой экономики, поэтому многие эмитенты считают правильным рекламировать себя именно там, ожидая, что спрос на их продукцию так же во многом будет обеспечен этим регионом».
Российские компании до 2009 года успели занять очень прочные позиции на мировых рынках капитала. Так, согласно данным агентства Moody's, в 2007 году российским компаниям удалось привлечь в рамках IPO на международных биржах больше средств, чем компаниям из каких-либо других стран – $29,4 млрд, а издание Global Finance отмечает, что в 2008 году Россия занимала третье место по объемам торгуемых депозитарных расписок ($579 млрд) после Бразилии и Китая. При этом в отличие от общемировых тенденций наиболее популярным местом с точки зрения проведения размещения именно российских эмитентов является Великобритания. В секторе AIM лондонской LSE, где проводят листинг большинство иностранных компаний, приняты относительно простые процедуры регистрации эмиссии, но при этом сосредоточена большая ликвидность, что делает эту площадку наиболее привлекательной для компаний. По данным портала Offerings.ru, в 2007 году на долю LSE приходилось 56% общего объема размещений российских компаний, а российские площадки занимали второе и третье места. Всего же, начиная с 2003 года, российские компании смогли привлечь в Лондоне более 13 млн фунтов стерлингов.
Популярность выпуска депозитарных расписок и размещения на западных биржах эксперты объясняют тем, что привлечь большое число инвесторов внутри страны крупным эмитентам сложно, поскольку российские инвесторы подчас оказываются не готовы инвестировать большие объемы средств в IPO. Проводя размещение, большинство компаний рассчитывают на привлечение институциональных инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие компании на длительный период времени. Но круг таких инвесторов внутри страны всегда ограничен. «Привлечь иностранных инвесторов на российскую биржу – достаточно сложная задача. Иностранцам комфортнее покупать бумаги на западных биржах, регулирование которых для них более прозрачно», – говорит Михаил Зак.
В целом бурное развитие рынка IPO, проведение большого числа размещений российских эмитентов как внутри страны, так и за ее пределами, положительно сказалось на развитии российской экономики. Генеральный директор ИК «Велес Капитал» Алексей Гнедовский считает, что выход компаний на IPO заставляет компании становиться более прозрачными, повышать уровень корпоративного управления, что в конечном итоге положительно сказывается на их финансовой стабильности и успешности. Поэтому финансовые власти должны стимулировать активность российских компаний по проведению публичных размещений.
Вместе с тем, несмотря на быстрые темпы развития, российский рынок IPO в 2008–2009 годах значительно сократился. Вполне логично, что снижение объемов рынка IPO в России началось в начале 2008 года, когда мировые биржи стало «лихорадить» от проявлений экономического кризиса. «Даже несмотря на то что российский рынок в это время выглядел лучше большинства других фондовых площадок, аппетит к риску во всем мире заметно снизился. Поэтому крупные иностранные инвесторы перестали покупать акции компаний из развивающихся стран. Они были настроены очень консервативно и вкладывали деньги в наименее рискованные активы, - говорит Михаил Зак. - Плюс ко всему наступил некий перекос, когда после падения на западных площадках российские активы стоили практически столько же, сколько и зарубежные аналоги. При попытках выхода на IPO наши эмитенты также ориентировались по оценкам на внутренний рынок. Но иностранные инвесторы предпочитали по таким ценам купить собственные, куда более понятные им активы».
После шока осени 2008 года многие эмитенты, планировавшие размещение на 2009 год, были вынуждены отложить эти планы. Поэтому в прошлом году значимых рыночных размещений практически не было. Исключением стали компании, которые в условиях отсутствия долгового финансирования предпочли замещать кредитные ресурсы за счет акционерного капитала. В результате, по подсчетам специалистов Dealogic, российский рынок IPO сократился в 10 раз по сравнению с 2007 годом, на который пришелся пик объема размещений.
Переломил тенденцию «РУСАЛ», разместивший 10,64% акций на бирже Гонконга в начале 2010 года. Вслед за «РУСАЛом» о своих планах провести IPO в Гонконге или Шанхае заявил холдинг «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» и некоторые другие российские компании, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых. Заместитель начальника отдела анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Станислав Фоменко отмечает, что выбор китайских площадок для размещения российских металлургов – вполне закономерное явление, поскольку страна является крупнейшим потребителем продукции сталелитейной промышленности. Это делает Китай интересным рынком с точки зрения развития экономических связей для российских компаний и повышает привлекательность его торговых площадок.
Помимо металлургов о возвращении к планам проведения IPO заявили и такие компании, как «Вертолеты России», «Трансаэро», «Мостотрест», «ЭМАльянс», «ТранКонтейнер» и другие.
По мнению специалистов Dealogic, объем объявленных российскими компаниями IPO на 2010 год позволяет говорить, что в этом году рынок может вернуться к уровню 2006 года, который был одним из самых удачных. «Есть слишком большое отложенное предложение, слишком много компаний ждали почти два года, чтобы провести IPO, поэтому в этом году рынок обещает быть интересным и насыщенным», - отмечает Михаил Зак.
Что касается площадок для размещения, то здесь все зависит от величины и специфики бизнеса компании-эмитента. «Безусловно, количество российских эмитентов, размещающихся в Азии, будет возрастать, но доля лондонской биржи в общем объеме размещений снизится незначительно. Многие компании выберут и российские площадки, т.к. размещение за рубежом стоит дороже, а выгода от этого очевидна далеко не для всех компаний. Кроме того, инфраструктура размещений в России заметно улучшилась в последние годы, поэтому иностранные инвесторы уже не так настороженно относятся к перспективе покупать бумаги непосредственно на российских площадках», - отмечает Михаил Зак.
В то же время российские власти, стремясь повысить капитализацию и инвестиционную привлекательность внутреннего рынка, разработали механизм допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на российские биржи. Согласно новым правилам иностранные компании-эмитенты могут получить доступ на российский рынок по упрощенной схеме (достаточно только выполнения требований торговой площадки) в том случае, если ее бумаги уже обращаются на других торговых площадках. Если же компания только планирует выход на рынок и выбирает в качестве площадки российскую биржу, то разрешение придется получать в ФСФР России. Однако весьма маловероятно, что российские площадки ждет бум IPO иностранных эмитентов. Новые правила могут быть интересны российским компаниям, зарегистрированным за рубежом и торгующимся только на западных биржах, – например, Evraz Group и X5 Retail Group. Также возможен интерес со стороны компаний из ближнего зарубежья, бизнес которых ориентирован на российскую экономику. Однако весьма сомнительно, что поток будет большим. Уже сейчас для инвесторов из России нет никаких препятствий для торговли на зарубежных площадках, и предложение в этом сегменте будет только расти.
На что необходимо обращать внимание инвесторам при участии в IPO

В конце 2009 года «Эрнст энд Янг» провел опрос институциональных инвесторов, в ходе которого выяснилось, что основным фактором, определяющим решение об участии в IPO, стало соотношение собственного и заемного капиталов компании. На первый взгляд, размер долговой нагрузки компании должен всегда стоять во главе угла при принятии инвестиционного решения. Однако в 2008 году этот показатель находился всего лишь на 9-м месте по популярности. Несмотря на оживление на финансовых рынках, восстановление аппетита к риску и прочие положительные тенденции, управляющие более склонны выбирать компании, способные показывать стабильно положительные финансовые результаты даже в условиях финансовой турбулентности. Мир все еще живет ожиданиями второй волны кризиса, поэтому те компании, которые хотят использовать акционерный капитал для развития, а не для покрытия кредитных разрывов, и для которых цена акций после проведения IPO является важным показателем успешности размещения, стоит внимательно оценить все за и против.
Стоит более тщательно подходить к процессу выбора инвестиционного консультанта, подготовке предварительных документов, проведению процедуры due diligence. На рынке инвестиционных консультантов по проведению IPO традиционно лидируют западные инвестбанки. Материнские структуры этих компаний накопили большой опыт в проведении таких сделок и проецируют его на российские представительства. Кроме того, при проведении размещения на зарубежных площадках этот опыт просто незаменим. Вместе с тем компаниям средней капитализации, планирующим размещение внутри страны, стоит присмотреться к российским инвестиционным банкам из первой десятки крупнейших (TOP-10). Основным критерием выбора должна стать успешная команда специалистов и наличие большого числа закрытых сделок в области корпоративных финансов в отрасли, в которой работает компания-эмитент. Закрытые сделки говорят о том, что у компании ест налаженные связи среди профессиональных инвесторов. Нужно понимать, что за редкими исключениями в виде «народных» размещений IPO это все-таки инструмент для поиска крупных инвесторов. Именно на них обычно направлена основная работа при подготовке к размещению, и в этом, если размещение планируется внутри страны, российские компании, обладающие большим опытом в области корпоративных финансов, не уступают своим западным коллегам. При этом стоит отметить, что размещение на российских площадках и привлечение в качестве консультанта российского инвестбанка обойдется значительно дешевле, чем привлечение известной западной структуры.


Сергей Жданов
Генеральный директор ИГ "Велес Капитал"
Приватизация-2010

В конце 2009 года Правительство утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2010 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 и 2012 годы. В условиях необходимости покрывать бюджетные дефициты правительство существенно расширило программу по сравнению с предыдущими годами. Всего за счет реализации программы планируется привлечь порядка 18 млрд рублей. Приватизация будет происходить путем открытых аукционов и конкурсов, а также путем IPO и SPO.
К наиболее крупным и привлекательным объектам, попавшим в программу приватизации на 2010 год, относятся «ТГК-5», «Росгосстрах», «Мосметрострой», «Искитимцемент», «Тырецкий солерудник». Также полностью или частично будут приватизированы пакеты акций морских и речных портов, пароходств и судоходных компаний, в том числе «Мурманский морской торговый порт», «Новороссийский морской торговый порт», аэропорты «Кольцово» и «Толмачево».
Однако, несмотря на то, что планы по приватизации составляются ежегодно, госструктурам ни разу не удалось их полностью выполнить. Часто на приватизацию выставляются малопривлекательные предприятия с устаревшей инфраструктурой. В то же время в государственной собственности находится много компаний, покупка долей в которых интересна многим как российским, так и зарубежным инвесторам. Так, в начале года появились сообщения в СМИ о предстоящей приватизации «дочек» «РЖД», в частности, «ТрансКонтейнера», «ТрансТелеКома» и «Первой грузовой компании». Большой интерес могла бы вызвать приватизация таких государственных активов, как, например, «Транснефть», «Совкомфлот» и других.
То, что программу приватизации нужно расширять, причем за счет привлекательных государственных активов, понимают и в Правительстве. В феврале в Минэкономразвития разрабатывался документ, согласно которому бизнесу предлагается высказать собственное мнение относительно выставляемых на продажу активов. Если такой механизм обратной связи получит распространение и будет учитываться при составлении дальнейших приватизационных планов, то есть основания надеяться, что ближайшие годы станут очень позитивными для инвесторов. Отметим, что эти активы давно интересовали инвесторов как в России, так и за рубежом.
1 июня 2010
Подпишитесь на обновления. Когда выйдет новый номер, вы узнаете об этом первыми
E-mail
ФИО
Комментарий
Нажимая "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности