Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос — а зачем этим вообще заниматься, зачем вкладывать в российский футбол средства, если прямой отдачи от этого упражнения не будет? С коммерческой точки зрения ответ очевиден — незачем. Прямого возврата от инвестиций, да еще и с прибылью, увы, получить не удается. На уровне ПФЛ точно, на уровне РПЛ для этого должны сойтись все звезды. Одним словом, вкладывать деньги в российский футбол в настоящий момент — это как орошать пустыню: вода уходит в песок, но есть призрачный шанс наткнуться на оазис. 99% людей это понимают и не понимают одновременно. Попытаюсь объяснить, как объясняю себе я. Это не попытка навязать кому-то свою правду и убедить в правильности принятых решений, а желание поделиться своими соображениями насчет экономической составляющей российского футбола в целом и нашего проекта в частности.
Во-первых, нельзя все мерить только одним критерием — деньгами. Футбол — это в первую очередь мечта. Это страсть, фанатизм и еще множество других нематериальных чувств. Миллионы мальчишек мечтают стать знаменитыми футболистами, и, очевидно, лишь единицы достигают своей цели, но это не значит, что у всех остальных пропадает интерес к игре. Неважно, кем ты
работаешь, неважен твой социальный статус, финансовый достаток, цвет кожи, возраст и многое другое — есть Его Величество Футбол, и благодаря какой-то необъяснимой магии он объединяет всех и вся. Реализовать свои амбиции в этом виде спорта на определенном уровне дорогого стоит в прямом и переносном смысле. Но в жизни всегда есть место романтике, удовольствию и страсти, и отказаться от этих компонентов при наличии шанса равносильно преступлению против себя самого.
Во-вторых, это менеджерский кейс. Попытка перенести свои навыки из финансовой среды в реальный мир, создать с нуля структуру, способную эффективно работать и решать задачи. Это, безусловно, проект про то, как ты сам лично хочешь реализовать свои идеи в российском футбольном сообществе, как на поле, так и за его пределами. Да, ты ограничен в финансах,
и это сдерживающий фактор для реализации всех идей в полной мере, но это еще и дополнительный стимул, заставляющий креативить и искать точки роста там, где другие даже не будут пытаться. И в чем-то мы уже преуспели. Наш самый ценный ресурс — это игроки. Мы хотим
видеть у себя молодых, талантливых и перспективных ребят. В настоящий момент средний возраст
команды чуть менее 23 лет, а стоимость 5–6 игроков, по оценкам Transfermarket, составляет €200–300 тыс. за каждого. Но, увы, это пока «бумажная» оценка, и в реальности получить такие деньги будет сложно. Мы пытаемся экономить. На всем. И наш доход — это сэкономленные деньги на расходах. Мы заключаем партнерские соглашения по многим направлениям нашей деятельности: экипировке, воде, питанию, медицине, проживанию гостей и т. д. В свою очередь,
высоко ценим и продвигаем наших партнеров через каналы коммуникации с внешним миром. И это третий пункт нашей работы — соцсети, СМИ, онлайн-трансляции. Наш основной медиапартнер — это Mail.ru Group и социальная сеть «ВКонтакте». Мы единственные на уровне ПФЛ, кто осуществляет трансляции своих матчей через эти ресурсы. Благодаря промо, которое мы
получаем от партнера, трансляции игр собирают в среднем 70–80 тыс. просмотров за игру. Официальная группа «Велеса» в «ВКонтакте» насчитывает 13 тыс. подписчиков, что является лучшим результатом в ПФЛ. Аудитория «Велеса» в «Инстаграме» около 9 тыс. подписчиков. По этим показателям мы превосходим не только клубы из ПФЛ, но и большое количество клубов из ФНЛ. Для нас соцсети — это важный, если не основной канал по привлечению и взаимодействию
с болельщиками. Работа с болельщиками — это 4-й пункт программы развития клуба. Футбол должен приносить людям эмоции, переживания, удовольствие, наконец. В первом же сезоне ПФЛ отметила наш клуб как лучший в организации домашних матчей. Мы работаем с жителями и школами нашего района — Богородского — в плане популяризации футбола и здорового образа жизни. Российский футбол должен стать открытым — именно такой философии мы придерживались, когда решили запустить реалити-сериал «Команда», первый в своем роде в российской истории. Вышло 10 эпизодов, в среднем каждый получил около 500 тыс. просмотров. Это сериал о нерафинированной жизни типичного футбольного клуба из Второго дивизиона, где
игроки не получают миллионные оклады, передвигаются на общественном транспорте, за них не болеют тысячи фанатов, а их имена пока не знают футбольные эксперты. Мы рассказываем в соцсетях о повседневной жизни клуба, выкладываем много интересного фото- и видеоконтента, проводим конкурсы для болельщиков. С нами не скучно. Мы любим футбол. Мы любим футбол в себе, а не себя в футболе. Мы хотим побед, хотим быть лучшими и двигаться дальше. Мы открыты для всех единомышленников, кому близка наша философия, цели и пути их достижения. Мы рады новым болельщикам, парт нерам, спонсорам и просто всем тем, кто так же болеет футболом, как мы. У нас нет прямого ответа на вопрос, зачем инвестировать деньги в российский футбол, но есть четкое понимание, что тратить надо на то, что любишь. И как минимум нам не стыдно за то, что мы делаем, а как максимум мы кайфуем от этого.