Биотех-венчурные фонды — это высокоспециализированные организации с профессионалами, которые зачастую сами поработали в индустрии или регуляторных органах и не первый десяток лет занимаются инвестициями только в биотех. Именно они обеспечивают «конвейер» разработки лекарств, который поставляет каждый год на рынок США 30–50 новых препаратов. Кстати, отсутствие профессиональных инвесторов в капитале компании — плохой признак, что иллюстрируется примером Theranos — печально известную компанию не поддержал ни один
биотех-фонд. (Компания, основанная харизматичной Элизабет Холмс, намеревалась диагностировать десятки заболеваний по одной капле крови. После того как стало из-
вестно о подделке данных, обмане инвесторов и злоупотреблениях в компании, Холмс получила тюремный срок.) Венчурные фонды очень внимательно изучают научную составляющую разработок компании и все остальные ее аспекты: команду, производство, интеллектуальную
собственность, потребность и рынок, стратегию разработки и регуляторный план. Биотех-фонды различаются по размеру, стратегии и фокусу. Некоторые предпочитают инвестировать только в синдикате, другие забирают весь раунд. Есть те, что вкладывают в последний частный раунд
перед IPO, есть такие, которые заходят в компанию на ранней стадии или даже сами участвуют в ее создании. Последний подход практикуют такие знаменитые бостонские фонды, как Atlas Ventures, Third Rock Ventures или Flagship Ventures (прославившийся среди широкой публики благодаря инвестиции в компанию Moderna). Отдельная категория фондов — венчурные подразделения крупных фармкомпаний. Почти у каждой биг фармы есть такие: это не столько финансовый инструмент, сколько способ держать руку на пульсе новых разработок, заходить в потенциально перспективные компании и следить за тем, как они развиваются, помогая при этом своим опытом и связями. В случае успеха повышается вероятность того, что фирма будет куплена
биг фармой.
Наконец, когда стоимость компании дорастает примерно до $200–500 млн, это становится слишком большим раундом для венчурных фондов. Поэтому следующий шаг — как правило, IPO (подавляющее большинство биотех-компаний выходит на NASDAQ). До середины 2010-х это чаще всего происходило с компаниями после фазы II клинических исследований, когда получены доказательства концепции на людях и требуются большие деньги на фазу III и коммерческий запуск. В последние годы на IPO все чаще выходят компании ранних стадий, иногда даже до начала клинических исследований. Так называемое окно IPO то открывается, то закрывается — когда окно открыто, стартапу относительно проще выйти на публичный рынок, и стоимость компании после IPO растет на ожиданиях от будущих успехов.
Когда окно закрыто, компаниям трудно выйти на биржу, а те, что выходят, часто падают в цене. Например, Beam Therapeutics вышла на публичный рынок по цене $17 за акцию в 2020 году и почти не опускалась ниже этой цены, торгуясь в основном в районе $33 за акцию. Prime Medicine из того же сектора генного редактирования вышла в 2022-м также по $17 за акцию, сразу немного упала и через полгода потеряла 30% стоимости.
Выход на IPO — желанное событие для инвесторов частных раундов, так как они могут продать свои акции через полгода, после окончания так называемого lock-up периода.
Широко открытое окно IPO в конце 2020 года привело к тому, что на биржу вышло множество компаний ранних стадий, среднее их качество упало, и надулся типичный пузырь. Он лопнул в феврале 2021 года, и до сих пор (весна 2023-го) по этой причине и ряду других сектор находится в самом затяжном и глубоком падении за всю историю. Оценки большинства публичных компаний упали, причем у многих они меньше, чем количество средств на счетах (то есть Enterprise Value компаний с точки зрения рынка оцениваются отрицательно). Разумеется, бесконечно так продолжаться не может, и сектор ждет разворот, но вот когда — точно никто сказать не может. Падение публичного биотеха не могло не отразиться и на частных компаниях: многие компании теперь поднимают новые раунды без step-up (повышения стоимости по сравнению с предыдущим раундом), а то и вынуждены снижать свои оценки. Конечно, ряд компаний банкротятся или объединяются, чтобы пережить трудные времена.
У компаний на публичном рынке тоже есть способы поднять деньги, и, как правило, это уже не венчурные фонды, а другие финансовые организации — кроссоверные фонды и хедж-фонды (такие как RA Capital, Perceptive Advisors, Baker Brothers). Кроссоверные фонды специализируются на раундах pre-IPO и IPO, хедж-фонды чаще всего покупают акции с публичного рынка.
Публичные компании поднимают деньги двумя основными способами — PIPE и SPO. В ходе PIPE
(private investment in public equity) публичная компания выпускает акции, которые продает в частном порядке ограниченному числу фондов. Часто в таких раундах участвуют и венчурные фонды. В ходе SPO (secondary public offering) компания объявляет о дополнительном выпуске акций и выбрасывает их на рынок.
Куда же идут все эти деньги, которые компания в таких количествах поглощает от инвесторов?
На рис. 4 приведена примерная усредненная стоимость трех фаз клинического исследования.