коллекция

ЕЛЕНА ЦАРЕВА:
«МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
СОВЕРШАТЬ СМЕЛЫЕ
ПОСТУПКИ»

Каково это: стоять у истоков развития винного рынка в стране, а спустя три десятилетия видеть и осязать плоды своего труда? С Еленой Царевой, директором по стратегическому развитию B2C группы компаний Simple, поговорили о современном винном сообществе, эволюции предпочтений, винных коллекциях и инвестициях.
И
Анна Рукина
И./ Все больше людей вкладываются в винные фьючерсы, участвуют в аукционах, вдумчиво собирают личные коллекции. С чем связана такая тенденция?

Аудитория стала менее консервативной и более эрудированной, ее интерес не ограничивается первым классом Бордо. Люди стали лучше понимать, что искать, пробовать. Им интересно открывать новое и делиться опытом с близкими по духу людьми, которых они находят среди наших же клиентов.

И./ Можно сказать, что вино — это общение?

Вино — это действительно общение. Это связь с историей, культурой. И, конечно, вино — это удовольствие. В этом контексте уместно вспомнить о дегустациях в компании талантливых виноделов: такие встречи позволяют гостям обогатить свой винный опыт и открывают пространство для обмена винными впечатлениями. Точно так же, как винные ужины в нашем мишленовском ресторане Grand Cru, где шеф Давид Эммерле отвечает за безупречное wine minded меню.
Среди наших клиентов уже есть владельцы винных хозяйств: вместе с новыми активами у них появилась и более глубокая погруженность в винный контекст. Развитие быстрое, серьезное. Можно сказать, мы «оцифровываем» то, что в реальности в той или иной степени существует уже давно.

И./ Как бы вы описали ДНК компании — эксперта винного рынка?

ДНК Simple — это культура вина. Уже почти 30 лет мы не просто продаем вино, а продвигаем
культуру его потребления и делимся накопленными знаниями. Большую роль в этом процессе играют наши издания Simple Wine News и Wine Stage, школа вина «Энотрия», а также персональный сервис SimpleWine Privé. Благодаря этим проектам нам удается быть полезными как для профессионалов, так и для новичков и любителей в винном мире.
И./ За годы работы в индустрии вы, пожалуй, знаете все о создании коллекций. С чего начинается частная коллекция?

С интереса. Если он есть, если хочется что-то понять, открыть, исследовать, то это залог того, что
коллекция удастся. Но важно определиться с темой. Не стоит коллекционировать все подряд. Можно провести параллель с искусством: коллекционер выбирает тему, автора, период. Еще одна рекомендация — выбирать премиальные позиции. У них более длительный срок жизни и они, как правило, всегда растут в цене.

И./ Когда вы приходите на аудит коллекций, с чем вы чаще всего сталкиваетесь?

На аудит, как правило, приглашают люди, которые понимают, что к собранию есть вопросы. К слову, разброс вин может быть огромным: от бутылок, что давно пора отправить на кухню или вообще утилизировать, до абсолютно великолепных образцов.
Наша задача — упорядочить хаос, поглотивший пространство: выделить все самое ценное и подсказать, от каких экземпляров можно без сожалений избавиться. Мы также всегда рекомендуем заниматься эргономикой погреба: не допускать вибраций, посторонних запахов, поддерживать оптимальный уровень влажности.

И./ Упорядочивание создает добавленную стоимость?

Упорядочивание всегда открывает владельцу глаза на его коллекцию. В процессе систематизации мы предоставляем информацию о текущей рыночной стоимости ассортимента и потенциале хранения. Эти данные наглядно показывают, сколько в погребе лежит в денежном исчислении.
Но отмечу, что идеологически коллекция и инвестиции — разные вещи. Если вы занимаетесь инвестициями, то вино можете даже не видеть. Вы просто покупаете и продаете его: знаете перечень ключевых позиций, чувствуете, в какой момент продать, представляете горизонт своего
инвестирования.

И./ Что влияет на стоимость винных активов помимо самого вина?

Провенанс. То есть документальное подтверждение происхождения вина и того, что оно хранилось в надлежащих условиях. Также, если вы приехали в хозяйство, встретились с владельцем, и он расписался на этикетке вина, то при продаже коллекции это будет играть роль.
В рамках российского рынка возможности вторичной продажи нет. Но коллекции регулярно продаются на западных рынках. Если вы покупатель, следует обязательно провести экспертизу и работать только с профессионалами. Я видела коллекции, приобретенные за большие деньги: увы,
при аудите выяснялось, что ценных позиций там всего несколько и не совсем на ту сумму, которая была заявлена. Люди зачастую совершают покупки эмоционально, а когда дело касается вина, эмоции захватывают. Поэтому когда кажется, что вы на пороге владения чем-то необычным,
уникальным, нужно остановиться и сказать: «Давайте сначала все проверим».
И./ На фондовом рынке любая новость о компании может толкнуть котировки как вверх, так и вниз. На винном рынке такое случается?

Винная отрасль живет по другим правилам, но, например, когда известный холдинг покупает то или иное хозяйство, в последнее вливаются огромные инвестиции, и цены на его вина значительно вырастают. Так, к слову, было с бургундскими гран крю Clos des Lambrays и Clos de Tart. Они и без того стоили недешево, а после сделки все игроки рынка уже понимали, что за вина этих хозяйств
придется платить в разы больше.

И./ Насколько важны оценки критиков?

Оценки критиков в мире вина — это отдаленный аналог биржевых индексов. Вслед за Робертом Паркером (ведущий винный критик, основатель издания The Wine Advocate. — Прим. ред.) выросла достаточно большая армия экспертов, на мнение которых можно опереться.
Тем не менее нередко критикуют самих критиков, поэтому все чаще люди ориентируются на совокупность рейтингов. Определенными сервисами стали широко пользоваться любители: например, приложением Vivino. Но стоит понимать, что рейтинги здесь формируются не экспертами, а больше всего отзывов, как правило, собирают доступные позиции. А ведь есть редкие винтажи, которые с точки зрения инвестиций представляют колоссальный интерес, но недоступны большинству потребителей. Чтобы разбираться в вине и грамотно его оценивать, нужно обладать определенным винным опытом. Есть приложение, нацеленное в большей степени на профессионалов. Оно называется Wine-Searcher. Можно обратиться к нему: сможете найти информацию по каждому винтажу и каждому производителю.

И./ Расскажите о винных фьючерсах.

Продажами по системе «винных фьючерсов» (или En primeur) мы занимаемся уже 20 лет. Перед тем как начинается кампания — обычно это происходит в апреле — эксперты компании
определяют порядка ста позиций, инвестиционно привлекательных с точки зрения «цена-качество» и удачности винтажа. Несмотря на то, что регион Бордо не такой уж и большой, в разных его частях вина могут быть более или менее удачными в тот или иной год. И здесь наша профессиональная экспертиза дает возможность клиентам не ошибиться с выбором. В любой ценовой категории они получат наилучшее предложение. Были годы, когда на этапе предпродажи мы платили чуть больше той стоимости, которая сформировывалась через год после выхода винтажа на рынок. Но спустя год или два цены все равно возвращались к росту.
Нервную динамику рынка мы наблюдали во время пандемии, в 2020 году, когда торговался винтаж 2019. Недавно мы проанализировали, насколько он вырос: рассматривали сегмент премиальных вин дороже 300 евро. Так вот, стоимость некоторых позиций за два года – с момента оплаты до момента выхода вина на рынок в бутылках — выросла на 380%.

И./ Какую долю в портфеле рекомендуется заполнять по En primeur?

Наши клиенты, однажды начав, участвуют в кампании ежегодно. Покупают как хранить, так и пить. Виноделы изменили технологии: примерно до 2001 года вина с большим потенциалом было очень сложно пить в первый момент — они были рассчитаны на долгое хранение. Сейчас вино чаще всего можно пить сразу. Мы недавно дискутировали на эту тему с Сандро Хатиашвили (эксперт и член совета директоров компании Simple. — Прим. ред.). Он считает, что серьезные бордоские вина — Chateau Latour, Chateau Lafite Rothschild — лучше, не сомневаясь, открыть, но декантировать
за сутки до подачи. Обладая знаниями и экспертизой, можно совершать смелые поступки, и мы рекомендуем их совершать. А сколько купленных по En primeur вин пить или хранить, решение каждого.
На этапе предпродажи вина продаются кейсами по 12 бутылок. Дело в том, что когда на аукционе приобретается кейс, у покупателя есть право вскрыть одну бутылку и попробовать ее с экспертом, несмотря на то что все оценки качества предварительно уже проведены аукционным домом.
Поэтому и для коллекции, и в качестве инвестиции мы советуем покупать ящик. Как минимум.
Виноделы изменили технологии: примерно до 2001 года вина с большим потенциалом было очень сложно пить в первый момент — они были рассчитаны на долгое хранение. Сейчас вино чаще всего можно пить сразу. Cерьезные бордоские вина — Chateau Latour, Chateau Lafite Rothschild — лучше, не сомневаясь, открыть, но декантировать за сутки до подачи
И./ Расскажите, что такое винный фонд.

С точки зрения российского законодательства такого образования нет. Винные фонды популярны
на Западе. Cамые эффективные инвестиции и быстрорастущие активы под управлением фондов — это виски и вино. Но нужно понимать, что на рынке есть как профессиональные игроки, так и непрофессиональные. Появились даже специальные приложения, которые обещают помочь с инвестированием, но никто не гарантирует, что в итоге вы не останетесь без денег.

И./ Опасная авантюра.

Я призываю внимательно относиться к винным инвестициям, как и ко всем остальным. Игрок должен быть профессиональным, с хорошей репутацией, вы должны ему доверять, понимать, что все не фикция, что вино действительно где-то есть.

И./ Это внебиржевые фонды?

Есть внебиржевые, есть биржевые. Основная биржа — Live-ex в Лондоне. И это как раз та ситуация, о которой я говорила: вы не видите своего вина, но работаете с ним. У Live-ex есть определенные условия, при которых вино можно увидеть. Известен номер лота, его расположение. Но к этой институции такая степень доверия, что вряд ли требуется дополнительная проверка. Купил —
все хорошо. Другое дело, что купил. И когда продал.

И./ Любой экземпляр из коллекции может быть выпит? Или тогда она рассыплется?

Это зависит от идеологии коллекции. Если выпили пару бутылок из ряда, надо заполнять, причем образцами достойного качества. Учитывая, как активно развивается рынок, добавлять сильные позиции сложно. К примеру, есть культовая бургундия, значительное хозяйство Domaine de la Romanee-Conti. Найдете ли вы его на рынке? Увы, к позициям, которые сейчас обеспечивают высокий рост и высокую доходность, доступ ограничен.
Профессиональные игроки также стоят перед выбором: пустить вино в текущий бизнес и обеспечить своих клиентов или создать фонд и поделиться прибылью с инвесторами позже. Это стратегия участников рынка, их решение. А в погребе должно быть и то, что хочется выпить, и то, что хочется оставить как инвестицию.

И./ Есть ли публично известные коллекции, которые могут выступать образцом?

Я не видела публичных коллекций. В России их не принято показывать — для многих это табуированная тема. На Западе коллекция не вопрос имиджа, а норма жизни. Но и там винные собрания никто не выставляет публично. Учитывая, что коллекция — это деньги.

И./ Да, но, скажем, художественное собрание зачастую есть потребность показать. Не говоря уже
о том, что оно от этого способно только выиграть.


Действительно, чем чаще вы показываете собрание, тем лучше. Но ведь никто не выставляет пулы
акций на обозрение, не фотографирует счета.
Наверное, самая легендарная, самая понятная и красивая история для коллекции — Chateau Mouton Rothschild, с 1924 года ведущая летопись через этикетки, созданные великими художниками: Марком Шагалом, Генри Муром, Дэвидом Хокни и др. Потрясающие имена. Одну
из этикеток украсила работа нынешнего короля Великобритании Карла III. А этикетку к последнему
винтажу 2020 года исполнил шотландский художник-фигуративист Питер Дойг. Такая коллекция получится не только винной, но и художественной, исторической. Но каждую такую бутылку нужно суметь найти, проверить уровень вина, состояние пробки и этикетки, ее аутентичность. А если все же что-то пойдет не так, вино всегда можно выпить и получить удовольствие. Это праздник, который всегда с вами.
2023