И./ Расскажите, что такое винный фонд.
С точки зрения российского законодательства такого образования нет. Винные фонды популярны
на Западе. Cамые эффективные инвестиции и быстрорастущие активы под управлением фондов — это виски и вино. Но нужно понимать, что на рынке есть как профессиональные игроки, так и непрофессиональные. Появились даже специальные приложения, которые обещают помочь с инвестированием, но никто не гарантирует, что в итоге вы не останетесь без денег.
И./ Опасная авантюра.
Я призываю внимательно относиться к винным инвестициям, как и ко всем остальным. Игрок должен быть профессиональным, с хорошей репутацией, вы должны ему доверять, понимать, что все не фикция, что вино действительно где-то есть.
И./ Это внебиржевые фонды?
Есть внебиржевые, есть биржевые. Основная биржа — Live-ex в Лондоне. И это как раз та ситуация, о которой я говорила: вы не видите своего вина, но работаете с ним. У Live-ex есть определенные условия, при которых вино можно увидеть. Известен номер лота, его расположение. Но к этой институции такая степень доверия, что вряд ли требуется дополнительная проверка. Купил —
все хорошо. Другое дело, что купил. И когда продал.
И./ Любой экземпляр из коллекции может быть выпит? Или тогда она рассыплется?
Это зависит от идеологии коллекции. Если выпили пару бутылок из ряда, надо заполнять, причем образцами достойного качества. Учитывая, как активно развивается рынок, добавлять сильные позиции сложно. К примеру, есть культовая бургундия, значительное хозяйство Domaine de la Romanee-Conti. Найдете ли вы его на рынке? Увы, к позициям, которые сейчас обеспечивают высокий рост и высокую доходность, доступ ограничен.
Профессиональные игроки также стоят перед выбором: пустить вино в текущий бизнес и обеспечить своих клиентов или создать фонд и поделиться прибылью с инвесторами позже. Это стратегия участников рынка, их решение. А в погребе должно быть и то, что хочется выпить, и то, что хочется оставить как инвестицию.
И./ Есть ли публично известные коллекции, которые могут выступать образцом?
Я не видела публичных коллекций. В России их не принято показывать — для многих это табуированная тема. На Западе коллекция не вопрос имиджа, а норма жизни. Но и там винные собрания никто не выставляет публично. Учитывая, что коллекция — это деньги.
И./ Да, но, скажем, художественное собрание зачастую есть потребность показать. Не говоря уже
о том, что оно от этого способно только выиграть.
Действительно, чем чаще вы показываете собрание, тем лучше. Но ведь никто не выставляет пулы
акций на обозрение, не фотографирует счета.
Наверное, самая легендарная, самая понятная и красивая история для коллекции — Chateau Mouton Rothschild, с 1924 года ведущая летопись через этикетки, созданные великими художниками: Марком Шагалом, Генри Муром, Дэвидом Хокни и др. Потрясающие имена. Одну
из этикеток украсила работа нынешнего короля Великобритании Карла III. А этикетку к последнему
винтажу 2020 года исполнил шотландский художник-фигуративист Питер Дойг. Такая коллекция получится не только винной, но и художественной, исторической. Но каждую такую бутылку нужно суметь найти, проверить уровень вина, состояние пробки и этикетки, ее аутентичность. А если все же что-то пойдет не так, вино всегда можно выпить и получить удовольствие. Это праздник, который всегда с вами.