Стратегическое будущее из жесткой риторики пока не существует, мучительно складываясь на наших глазах, и не факт, что с трудом нащупанное со временем равновесие станет устойчивым. Нарушить его способна любая вновь введенная санкционная мера, либо решение крупного иностранного бизнеса. Путь, названный структурной трансформацией российской экономики, — сложный и непредсказуемый. Поскольку людям свойственно бояться неизвестности, точки, к которой мы придем, боятся и те, кто разделяют выбранный вектор движения, и те, кто нет. И, как минимум, эта точка абсолютно точно математически не может быть лучше той, в которой экономика не была опутанана нынешними ограничениями и издержками. «Мы не знаем страны, в которой живем», — сказал в свое время Юрий Андропов. С тех пор мы знать ее лучше не стали. Как
экономика реагирует на внешние импульсы, куда перетекают ресурсы под их воздействием — очень сложный и не вполне понятный процесс. Много неожиданностей может скрываться на этом пути.
Текущие процессы в экономике, когда трудовые, материальные, природные, финансовые ресурсы
в соответствии со структурной трансформацией перераспределяются между макро- и мезосекторами, — сложные и неуправляемые, у каждой отрасли и предприятия свой режим приспособления. Большой переток людей и капиталов начался в 2022 году как управляемый государством процесс — в ВПК, инфраструктуре, военной деятельности — но далее под воздействием этих импульсов и внешних ограничений вовсю заработали рыночные механизмы. Ниши, освобожденные иностранным бизнесом, активно заполняются отечественными компаниями и китайским импортом, меняются экспортные направления, контрагенты, материалы и комплектующие, а также формы расчетов. На месте ушедших крупных игроков — множество малых и средних бизнесов, нашедших свою нишу — параллельный импорт, средство расчетов в котором — не юани, а «токсичные» валюты, что подстегивает спрос на них. Даже российский нефтеэкспорт изменился до неузнаваемости: здесь и огромные дисконты, и теневой танкерный флот, и перевалки, и выключенные транспондеры, и неожиданная Индия, и ее рупии, которые со времен СССР некуда девать. На чем будет специализироваться российская экономика, что сможет
предложить миру после нефти — самого большого по объему рынка товара на планете? Отказ от экспортной специализации на нефти неизбежно ведет в иную систему экономических координат. Как, скажем, в этих условиях будут финансироваться будущие импортные закупки, ведь их возвращение к уровням конца 2021 года, по сути, уже произошло?
Россия не может жить в отрыве от остального мира, который для нас — естественная среда обитания. Глобализация — не придуманный феномен, а единственный способ существования современной цивилизации, этот процесс может менять интенсивность, но не может быть остановлен. Нежелание или неумение договариваться не отменяет необходимости взаимодействия. Железного занавеса пока нет, и хочется верить, что возвести его заново невозможно, а значит, нужно искать новые формы соприкосновений с окружающим миром, и по всей видимости, проходить они будут уже не через газопровод.
Иностранный бизнес значительным числом сидит на заборчике, наблюдая, как в 21 веке через заднюю дверь вдруг возвращается геополитика 19 века. Кто из них годами, кто десятилетиями удобрял свою делянку, а теперь «уйти нельзя остаться». Но кому-то просто невозможно вести бизнес в нынешних условиях, на кого-то оказывается серьезное давление со стороны акционеров, партнеров, конкурентов, публики, Украины. На этом фоне заключаемые опционные сделки с правительством России — тоже вера в то, что через несколько лет что-то здесь щелкнет в обратную сторону. Банкам уйти еще сложнее — нельзя просто оставить лицензию на столе, необходимо не только урегулировать отношения с клиентами по текущим, депозитным и кредитным счетам, но и решить, что делать с миллиардными активами, замороженными на брокерских счетах. Простаивают выстроенные современные автозаводы, с конвейеров которых не сходят сотни тысяч иномарок. Калужский автокластер, однозначная история успеха, в одночасье вывернулся наизнанку, превратившись почти в Детройт. За прошедшие два десятка лет линейки
значительной части автопроизводителей были локализованы — важная примета времени и свидетельство прогресса с тех времен, когда Россия завозила всю импортную автотехнику. Сегодня сектор, вернувшись на 20 лет назад, возвращается к примитивному импорту. По отчетам владивостокской таможни, за январь — июнь 2023 года оформлено свыше 130 тысяч ввезенных
автомобилей — в два раза больше, чем в первом полугодии прошлого года. Это ли история экономического прогресса и суверенитета?
Бюджетный дефицит Минфин уверенно покроет как в 2023, так и в следующем году, но о дальнейшем никакого понимания нет. Так уж устроено финансовое дисконтирование, что в нем важны текущие поступления, денежное слагаемое через год еще сохраняет какую-то важность, все остальное дисконтируется практически в ноль. Точно так же в политике, в технократии, в бюрократии, да и в бизнесе длинных планов сегодня никто не строит. Проблема дефицита бюджета, как и другие долгосрочные беды, просматривается только для тех, кто, несмотря на тотальную неопределенность, мыслит длинными горизонтами. Пока же предлагаемое нам будущее сильно отличается от общепринятых представлений: либо картина мира в нем сильно
перекошена, либо в нем Россия — богоспасаемая страна, которую кривая куда-нибудь да вывезет.