финансы

ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

В объективе венчурных фондов
ДОСТАВКА

Венчурный сектор, как маятник: сегодня модно одно, завтра другое. Теоретически в 2021 году на пике искусственный интеллект, робототехника, большие данные, виртуальная реальность, интернет вещей, доставка, маркетплейсы, биотех, игры, SAAS, финтех. Но значит ли это, что нужно во все инвестировать?
Модность — это отражение потенциального спроса, но в венчур заходят минимум на 5 лет, чаще на 7, и надо быть уверенным, что мода к тому времени не поменяется. Луч-
ше вложиться в не самую модную, но суперрастущую компанию, чем наоборот. Мода дает очень высокие мультипликаторы, но сколько ноль ни умножай…
Идеально найти отличную компанию в большом сегменте. Биотех — прекрасная ниша, в которой пандемия ускорила все процессы и привлекла массу новых игроков.
Но огромный потенциал компенсируется здесь высокими рисками и низким процентом успешных продуктов — компания стоит либо ноль, либо сразу очень дорого (если гипотеза подтвердилась, продукт получил одобрение и работает).
AI и большие данные перестали быть самостоятельным направлением и могут использоваться в любом продукте. Например, на основе AI делаются чат-боты в интернет-магазинах или фейковое видео с вашим любимым актером.
Интернет-доставка — это прекрасно, но рынок переполнен. Нам в TMT Investments удалось войти в пару игроков, и мы крайне довольны ростом. Один их них hugo (не
BOSS) – консолидатор доставки в небольших странах Латинской Америки. Эта ниша еще не занята большими игроками. Другой нашей портфельной компании Bolt (европейский конкурент UBER) удалось запустить доставку еды в ряде стран только потому, что у них уже был очень сильный продукт, а новая услуга стала расширением бизнеса.
Эти примеры показывают , что найти потенциальную звезду можно только в странах или регионах с пока слаборазвитыми аналогами.
Финтеха стало очень много. Инвесторы выхватывают все в этом сегменте. Предстоящее IPO Robinhood и других игроков только увеличивают этот спрос.
Гейминг — очень сложная тема. Мы стараемся не инвестировать в него, несмотря на гигантский рост сегмента. Тут как в кино: успех одной игры не гарантирует успех других. Нужны особые знания и понимание продукта.
Робототехника очень бурно развивается в промышленности, а вот в домашнем хозяйстве рывка пока не получилось. На роботе-пылесосе или мойщике окон все закончилось. Здесь однозначно ждем какого-то прорыва — по нашим расчетам, до него еще лет 5–7. Интернет вещей — все уже есть, но малоудобное и относительно малоиспользуемое.
Виртуальная реальность — больше всего используется в образовательных экспериментах. Ждем Apple, Google и Facebook, которые могут вывести VR/AR в массы.
SAAS — все больше программных продуктов переходит на подписку. Множество потенциальных покупателей — публичных компаний желают увеличить число своих сер-
висов. Вопрос только в поиске не очень узко специализированных продуктов. Все, у чего таргетированный на 10 лет вперед рынок больше нескольких миллиардов долларов, имеет гигантский потенциал.


Герман Каплун
сооснователь и директор
по стратегии TMT Investments
Портфельные компании PandaDoc,
hugo, Bolt, 3DLook, Outfund, Novakid,
Affise и др.

Сергей Топоров
партнер венчурного фонда Leta Capital
Портфельные компании InDriver,
Novakid, Buddy.ai, Affise, Devar,
Cerevrum, Synthesis.ai и др.
ОБРАЗОВАНИЕ

В разговоре о секторах, в которых есть потенциал в перспективе нескольких лет, нужно понимать одну очень важную вещь: не венчурные капиталисты определяют перспективные и успешные ниши, а предприниматели, которые их реализуют. При этом внешние обстоятельства оказывают особое влияние на некоторые ниши. Карантин и самоизоляция по всему миру значительно изменили спрос на технологии телеприсутствия. Активно развиваются как потребительские онлайн-компании (в образовании, медицине, развлечениях), так и компании, поставляющие им инфраструктурные технологии. В краткосрочной перспективе тут открыто окно возможностей. Нам как фонду с инвестиционным периодом в 7–8 лет гораздо интереснее определять ниши, которые станут неотъемлемой частью повседневной жизни и будут непрерывно расти год от года. Например, сегмент EdTech, в котором стартапы находят свой масштабируемый подход к обучению детей иностранному языку: так, компания Novakid построила прибыльный бизнес на онлайн-занятиях английским с носителями, а Buddy.ai — на уроках с виртуальными учителями. При этом пользователи, разобравшиеся, чем вовлекающие платформы значительно превосходят классических репетиторов, уже вряд ли вернутся к традиционным способам изучения языка.
В решения, которые пытаются перенести офлайн-процессы в онлайн-среду без внедрения радикально новых технологий и смыслов, мы не очень верим. Это касается и школьного обучения по Zoom, и онлайн-конференций: собрать 5000 людей в Zoom и столько же на офлайн-событии — абсолютно разный по своему существу опыт. Разработчикам надо переосмыслять, как при помощи технологий по-новому решать текущие проблемы — какие методы вовлечения использовать, как пересмотреть структуры процессов, что сделать такого, чего в привычных подходах никогда не было. В разрезе же технологий, а не рынков, я считаю, что фокус продолжит оставаться на AI/ML и VR/AR. В частности, должно появиться много новых кейсов, связанных с системами распознавания и обработки изображений и видео. По нашим прогнозам, в скором времени произойдет рост компаний — поставщиков синтетических данных, таких как Synthesis.ai, в нишах, где реальные данные собрать и разметить либо очень дорого, либо иногда и вовсе невозможно. А шансы на новую волну популярности VR появились благодаря запуску и огромному спросу на Oculus Quest 2.

КОНТЕНТ

Огромный потенциал я вижу в секторе социальных медиа, где можно выделить следующие тренды:
– Масштабный рост всего социального видео. Facebook с помощью видеосервиса Watch делает все возможное, чтобы стать лидером в социальных сетях, отобрав первенство у YouTube с его 720 млн зрителей в месяц. TikTok – уже очень большой ресурс с более чем 900 млн активных пользователей в месяц. Clubhouse с аудиоконтентом ворвался в жизнь и задал новый ритм, позволяющий в фоновом режиме слушать умных и не очень умных людей. Houseparty — видео-социальная сеть из категории «ракеты» примерно с 18 млн скачиваний из сторов за 2020 год. В отличие от TikTok, Houseparty ориентирована на прямой видеочат. Вне зависимости от того, кто окажется на вершине, очевидно, что индустрия на взлете.
– Подкасты становятся мейнстримом. В 2020 году только в США около 103 млн человек слушали подкасты как минимум раз в месяц, а к 2023 году эта цифра вырастет до 164 млн. Фактически сейчас существует более 1 млн активных подкастов. Любительские подкасты возникают каждый день, при этом индустрия становится все более профессиональной. Брендированные подкасты доказывают, что данный формат может работать и как маркетинговый инструмент. Подкаст-сети активно покупают и развивают новые сериалы. Некоторые включают привязки к текущим событиям и популярным телешоу. В частности, некоторое время назад в топ вышла Wondery, которая имеет поддержку 20th Century Fox, а также венчурных фондов, таких как Greycroft и Lerer Hippeau Ventures. Сеть подкастов Gimlet Media была приобретена Spotify за $200 млн. С таким объемом средств на кону качество среднего подкаста будет только улучшаться.
– Поддержка создателей контента фанатами напрямую. По данным emarketer.com, примерно у 4% американцев нет традиционного кабельного телевидения. В то время как многие люди обращаются к потоковым сервисам, чтобы восполнить этот пробел, другие потребляют контент напрямую от отдельных авторов на YouTube. Проблема в том, что многим создателям каналов трудно зарабатывать на доходах от рекламы, особенно тем, которые затрагивают узкие темы. Платформы нерекламной монетизации инфлюенсеров, такие как Patreon или Boosty, появились, чтобы помочь потребителям напрямую поддерживать создателей контента. В отличие от Kickstarter, сторонники Patreon вносят ежемесячную плату, которая направляется непосредственно создателю, в обмен на это спонсоры получают бонусный контент, который невозможно получить другим способом.


Сергей Мосунов
генеральный партнер венчурного
фонда SMG Capital, бизнес-ангел,
серийный технологический
предприниматель
Проекты R'ain Group, необанк B9,
Anywash, Foodsovet и др.
2021