ДОСТАВКА
Венчурный сектор, как маятник: сегодня модно одно, завтра другое. Теоретически в 2021 году на пике искусственный интеллект, робототехника, большие данные, виртуальная реальность, интернет вещей, доставка, маркетплейсы, биотех, игры, SAAS, финтех. Но значит ли это, что нужно во все инвестировать?
Модность — это отражение потенциального спроса, но в венчур заходят минимум на 5 лет, чаще на 7, и надо быть уверенным, что мода к тому времени не поменяется. Луч-
ше вложиться в не самую модную, но суперрастущую компанию, чем наоборот. Мода дает очень высокие мультипликаторы, но сколько ноль ни умножай…
Идеально найти отличную компанию в большом сегменте. Биотех — прекрасная ниша, в которой пандемия ускорила все процессы и привлекла массу новых игроков.
Но огромный потенциал компенсируется здесь высокими рисками и низким процентом успешных продуктов — компания стоит либо ноль, либо сразу очень дорого (если гипотеза подтвердилась, продукт получил одобрение и работает).
AI и большие данные перестали быть самостоятельным направлением и могут использоваться в любом продукте. Например, на основе AI делаются чат-боты в интернет-магазинах или фейковое видео с вашим любимым актером.
Интернет-доставка — это прекрасно, но рынок переполнен. Нам в TMT Investments удалось войти в пару игроков, и мы крайне довольны ростом. Один их них hugo (не
BOSS) – консолидатор доставки в небольших странах Латинской Америки. Эта ниша еще не занята большими игроками. Другой нашей портфельной компании Bolt (европейский конкурент UBER) удалось запустить доставку еды в ряде стран только потому, что у них уже был очень сильный продукт, а новая услуга стала расширением бизнеса.
Эти примеры показывают , что найти потенциальную звезду можно только в странах или регионах с пока слаборазвитыми аналогами.
Финтеха стало очень много. Инвесторы выхватывают все в этом сегменте. Предстоящее IPO Robinhood и других игроков только увеличивают этот спрос.
Гейминг — очень сложная тема. Мы стараемся не инвестировать в него, несмотря на гигантский рост сегмента. Тут как в кино: успех одной игры не гарантирует успех других. Нужны особые знания и понимание продукта.
Робототехника очень бурно развивается в промышленности, а вот в домашнем хозяйстве рывка пока не получилось. На роботе-пылесосе или мойщике окон все закончилось. Здесь однозначно ждем какого-то прорыва — по нашим расчетам, до него еще лет 5–7. Интернет вещей — все уже есть, но малоудобное и относительно малоиспользуемое.
Виртуальная реальность — больше всего используется в образовательных экспериментах. Ждем Apple, Google и Facebook, которые могут вывести VR/AR в массы.
SAAS — все больше программных продуктов переходит на подписку. Множество потенциальных покупателей — публичных компаний желают увеличить число своих сер-
висов. Вопрос только в поиске не очень узко специализированных продуктов. Все, у чего таргетированный на 10 лет вперед рынок больше нескольких миллиардов долларов, имеет гигантский потенциал.
Герман Каплун
сооснователь и директор
по стратегии TMT Investments
Портфельные компании PandaDoc,
hugo, Bolt, 3DLook, Outfund, Novakid,
Affise и др.