Проработать возможные сценарии
Селекция проектов всегда сопровождается риск-менеджментом и гибким анализом плана развития проекта, что включает в себя проработку двух-трех сценариев, среди которых всегда должен быть вариант safety net – худший сценарий, позволяющий вывести проект на минимальную доходность. Практика также выявила несколько обязательных критериев для клубных инвестиционных сделок с лондонской жилой недвижимостью: например, объект должен находиться в престижном районе города, не дальше 7-10 минут пешком от ближайшей станции метрополитена, обязательно наличие хорошей инфраструктуры. Соблюдение этих критериев подбора проектов дает дополнительную возможность хеджирования рисков – в случае стагнации или кризиса продаж всегда имеется возможность сдачи объектов недвижимости в долгосрочную аренду (12-36 месяцев).
Помимо внутренних экономических и административных параметров важнейшим фактором (прежде всего для стратегии выхода из актива) является понимание профиля покупателей конечного продукта, который получится в результате реализации проекта. Ключевой маркетинговый вопрос: какая именно категория покупателей хочет и реально готова покупать недвижимость в данном районе?
Как следствие, от профиля конечного потребителя зависят и определенные дизайнерские и даже архитектурные решения, которые применяются в строительстве или реставрации конкретного объекта недвижимости. Причем часто цена за квадратный метр является вторичным фактором. Например, в некоторых дорогих районах Лондона, где стоимость жилой недвижимости превышает £10 000/кв. м, конечный покупатель может отказаться от покупки из-за использования в дизайне интерьеров, скажем, из натурального мрамора, камня и других дорогих отделочных материалов, что, бывает, отталкивает, а не привлекает покупателя, несмотря на то, что цена квартиры не будет превышать среднюю в данном районе. В конце концов, у многих покупателей, имеющих традиционные английские корни, присутствует желание не выставлять свое благосостояние напоказ. С другой стороны, в райoнах, рассчитанных в том числе и на зарубежных покупателей, ситуация может быть совершенно противоположной: использование современных дорогих отделочных материалов может оказаться залогом успеха.