Налоговые риски инвестиций через холдинговые компании
Проблемы отсутствия международного соглашения между РФ и страной инвестиций, а также жестких требований валютного законодательства, как правило, решаются созданием холдинговой компании в юрисдикции, имеющей широкую сеть международных соглашений по вопросам налогообложения. Среди таких юрисдикций особенно популярными у наших соотечественников являются Кипр, Нидерланды и Люксембург. Это наглядно подтверждается статистикой ЦБ по объему прямых инвестиций российских граждан в эти страны. Смысл таких холдинговых бумажных компаний, зачастую с номинальными владельцами и директорами для владения долевыми или долговыми портфелями в третьих странах или РФ, сводился к использованию в целях низконалогового или безналогового вывода капитала. Прибыль компаний, в том числе российских, выводилась из страны в виде процентов, дивидендов и роялти в страны, где были открыты холдинговые компании, из которых впоследствии средства распределялись на островные офшорные компании-кошельки. При этом практически каждый подобный вывод носил безналоговый или низконалоговый характер, поскольку почти беспрепятственно применялись льготы, установленные международными соглашениями. Подобные схемы в мировой практике получили название «treaty shopping» и были характерны не только для России, но и для всего развитого мира. Однако в последнее время усилия США, реализующих собственную программу борьбы с налоговыми злоупотреблениями, и стран ОЭСР с программой BEPS практически положили конец подобным схемам. Во многих государствах, как и в России, обострилась ситуация с выплатами средств на холдинговые компании, поскольку налоговые власти начали активно отказывать налоговым агентам, производящим подобные выплаты за рубеж, в применении льгот по международным соглашениям, в связи с тем, что получатели данных средств, как правило, не являются самостоятельными компаниями, ведущими хозяйственную деятельность и несущими связанные с этим риски. Зачастую они всего лишь посредники, перечисляющие полученные доходы в юрисдикции, не имеющие с РФ международных соглашений. В России после ряда судебных дел (8), отмеченных миллиардными суммами налоговых доначислений, большинство компаний ввело мораторий на выплаты за рубеж до прояснения позиции контролирующих органов. На текущий момент позиция ФНС несколько прояснилась (9), однако оптимизма участникам это не добавило. Так до конца и не ясно, как будет развиваться судебная практика в отношении холдинговых компаний, поэтому напряжение все еще сохраняется. Подобная проблема существует и в развитых странах, в том числе в станах ЕС. Например, 28 декабря 2016 года Верховный суд Италии принял решение в пользу налогоплательщика о допустимости при определенных обстоятельствах применять льготы по международным соглашениям при выплатах в пользу холдинговых компаний. Есть надежда, что аргументы, приведенные в этом решении, могут повлиять и на отечественных служителей Фемиды. Отдельной проблемой для многих россиян, владеющих зарубежными структурами, стали правила КИК. Они были созданы для налогообложения в РФ пассивных доходов (проценты, дивиденды, аренда, плата за оказание отдельных услуг и др.), получаемых иностранными компаниями, находящимися во владении или под управлением российских налоговых резидентов. Если же зарубежная компания ведет активный бизнес (торговля, девелопмент, логистика, IT и др.), то, несмотря на отсутствие дополнительного налогообложения в РФ, потребуется ежегодное документальное подтверждение того, что не менее 80% доходов компании составляют активные доходы. Правила КИК распространяются на всех налоговых резидентов РФ, владеющих более чем 25%-й долей в капитале иностранной компании или контролирующих большую часть прибыли этой компании. Если же ваша доля в иностранной компании составляет более 10%, но менее 25%, то необходимо будет только уведомить налоговые органы о факте такого участия.
Серьезным подспорьем в деле проверки налоговыми органами лиц, контролирующих иностранные структуры, обещает быть система CRS, по которой сведения о контролирующих лицах и счетах КИК будут поступать в налоговые органы в автоматическом режиме. Как бы ни хотелось это игнорировать, но по всему миру идут процессы, направленные на многократное снижение уровня конфиденциальности. Уже сейчас формируются реестры конечных бенефициаров в странах ЕС, на БВО, в Гонконге, Сингапуре и других юрисдикциях. Если раньше при совершении тех или иных нарушений у властей просто не было инструментов их обнаружения, то сейчас в условиях возрастающей прозрачности цена ошибки многократно возрастает, поэтому владельцам офшорных структур рекомендуется внимательно проанализировать ситуацию на предмет налоговых и валютных рисков и тщательно планировать все предстоящие действия и шаги.
В то же время все более усиливающееся международное и государственное регулирование, дополнительные обязанности и контрольные механизмы, на наш взгляд, не только принесли ограничения и сложности, но и создали возможности для более безопасного и предсказуемого структурирования зарубежных инвестиций с точки зрения налоговых и валютных рисков, а также для инвестиционных решений, учитывающих вызовы новой, более прозрачной экономики и крайне подвижный налоговый ландшафт.