коллекция
Книжные раритеты
Когда человек формирует коллекцию, а коллекция - человека
Спрос на редкие антикварные книги во все времена опережает предложение. Почему это происходит, каковы последние тенденции в области коллекционирования литературного наследия и с чего начать формирование собственного букинистического собрания, рассказывает Сергей Бурмистров, генеральный директор аукционного дома «Литфонд» — лидера рынка антикварных книг в России.
И
Сергей Бурмистров
Российский рынок коллекционирования редких антикварных книг, рукописей и автографов неуклонно развивается, пусть и не так быстро, как хотелось бы его участникам. Здесь, как и во многих других сферах экономики, России еще долго догонять Запад: и по количеству коллекционеров, и по категориям коллекционирования, и по объему рынка, который уступает западному в сотни раз. Тем не менее положительные сдвиги все же есть. Сегодня мы наконец-то начинаем сравниваться с Западом по уровню продаж некоторых русских вещей. Например, абсолютным рекордсменом не только аукционного дома «Литфонд», но и всего российского аукционного книжного рынка стал стихотворный сборник поэта Велимира Хлебникова «Ладомир», изданный в 1920 году в Харькове. Экземпляр с автографом автора был продан более чем в 15 раз дороже стартовой цены — за 18 млн рублей. Несколько лет назад томик стихов Николая Гумилева с его дарственной надписью можно было купить за 2–3 тыс. долларов. Сейчас он стоит уже в десять раз дороже — примерно 25–30 тыс. долларов. Инскрипты поэтессы Анны Ахматовой за последнее десятилетие также подорожали в десятки раз. Например, фотопортрет Анны Ахматовой с дарственной надписью купили почти за миллион рублей, ее дневник за 2 900 тыс., а экземпляр сборника стихов «Вечер» с автографом и авторской правкой — за 5 млн. И это еще далеко не предел роста цен на подобные раритеты. Пожалуй, самая высокая цена в мире на автограф Марины Цветаевой была зафиксирована при продаже ее книги «Царь-девица», подписанной для А. Ф. Керенского, которая в результате аукционных торгов была продана за сумму, эквивалентную 230 тыс. долларов. В сентябре на аукционе «Литфонда» был выставлен еще один редкий экземпляр «Царь-девицы» с автографом Борису Пастернаку.

Данный экземпляр был продан за 5,75 млн рублей. Спрос на редкие антикварные книги во все времена значительно опережает предложение. Этот факт обеспечивает высокую ликвидность частных библиотек. Если рассматривать наиболее инвестиционно привлекательные категории книжных раритетов, то это могут быть русские книги конца XVII–XVIII веков по истории и путешествиям, богато иллюстрированные картами и гравюрами. Высокой инвестиционной привлекательностью обладают старопечатные церковные книги русского первопечатника Ивана Федорова и его учеников. Ценятся книги эпохи императора Петра Великого: учебники по навигации, математике, естественным и военным наукам. Всегда в цене прижизненные издания классиков «золотого века», их рукописи и автографы. В среднем цена редкой книги вышеозначенных категорий растет на 15– 20% в год, а в отдельных случаях доходность может подниматься до 50% и выше. Немаловажным является тот факт, что именно книги считаются самыми «беспроблемными» предметами из всего антиквариата. В этой сфере сосредоточено наименьшее количество фальсификаций, ведь подделывать фолиант — слишком кропотливое и затратное дело.
Российский рынок коллекционирования редких антикварных книг, рукописей и автографов неуклонно развивается, пусть и не так быстро, как хотелось бы его участникам. Здесь, как и во многих других сферах экономики, России еще долго догонять Запад: и по количеству коллекционеров, и по категориям коллекционирования, и по объему рынка, который уступает западному в сотни раз. Тем не менее положительные сдвиги все же есть. Сегодня мы наконец-то начинаем сравниваться с Западом по уровню продаж некоторых русских вещей. Например, абсолютным рекордсменом не только аукционного дома «Литфонд», но и всего российского аукционного книжного рынка стал стихотворный сборник поэта Велимира Хлебникова «Ладомир», изданный в 1920 году в Харькове. Экземпляр с автографом автора был продан более чем в 15 раз дороже стартовой цены — за 18 млн рублей. Несколько лет назад томик стихов Николая Гумилева с его дарственной надписью можно было купить за 2–3 тыс. долларов. Сейчас он стоит уже в десять раз дороже — примерно 25–30 тыс. долларов. Инскрипты поэтессы Анны Ахматовой за последнее десятилетие также подорожали в десятки раз. Например, фотопортрет Анны Ахматовой с дарственной надписью купили почти за миллион рублей, ее дневник за 2 900 тыс., а экземпляр сборника стихов «Вечер» с автографом и авторской правкой — за 5 млн. И это еще далеко не предел роста цен на подобные раритеты. Пожалуй, самая высокая цена в мире на автограф Марины Цветаевой была зафиксирована при продаже ее книги «Царь-девица», подписанной для А. Ф. Керенского, которая в результате аукционных торгов была продана за сумму, эквивалентную 230 тыс. долларов. В сентябре на аукционе «Литфонда» был выставлен еще один редкий экземпляр «Царь-девицы» с автографом Борису Пастернаку.

Данный экземпляр был продан за 5,75 млн рублей. Спрос на редкие антикварные книги во все времена значительно опережает предложение. Этот факт обеспечивает высокую ликвидность частных библиотек. Если рассматривать наиболее инвестиционно привлекательные категории книжных раритетов, то это могут быть русские книги конца XVII–XVIII веков по истории и путешествиям, богато иллюстрированные картами и гравюрами. Высокой инвестиционной привлекательностью обладают старопечатные церковные книги русского первопечатника Ивана Федорова и его учеников. Ценятся книги эпохи императора Петра Великого: учебники по навигации, математике, естественным и военным наукам. Всегда в цене прижизненные издания классиков «золотого века», их рукописи и автографы. В среднем цена редкой книги вышеозначенных категорий растет на 15– 20% в год, а в отдельных случаях доходность может подниматься до 50% и выше. Немаловажным является тот факт, что именно книги считаются самыми «беспроблемными» предметами из всего антиквариата. В этой сфере сосредоточено наименьшее количество фальсификаций, ведь подделывать фолиант — слишком кропотливое и затратное дело.

Цены на прижизненные издания классиков "золотого века" растут на 15-20% в год в среднем, а в отдельных случаях - на 40-50%
На Западе яркими примерами успешных и масштабных инвестиций в антикварные книги и рукописи стали «Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи или «Трактат о воде, земле и небесных телах». В 1994 году эта рукопись была куплена за USD 24 млн основателем компании Microsoft Биллом Гейтсом. Самой дорогой книгой в мире, по оценке The Economist, считается одно из изданий серии «Птицы Америки», выпускавшейся в середине XIX века американским художником и натуралистом Джоном Одюбоном. В 2010 го- ду оно было продано на аукционе Christie's за USD 11,5 млн. Как это ни парадоксально звучит, но нынешний экономический кризис должен положительно повлиять на рынок антиквариата и искусства в России. Ведь данный сегмент рынка — это не в последнюю очередь область выгодных инвестиционных сделок, и в условиях, когда основные непромышленные вложения, приходящиеся на рынок недвижимости, уже не показывают столь стабильного роста и вызывают много вопросов со стороны инвестиционных экспертов, рынок антиквариата становится весьма привлекательным и попрежнему неуклонно растет. Большинство из существующих сегодня серьезных коллекционеров редких книг, по опыту «Литфонда», тратят на формирование достойного книжного собрания от 50 тысяч до нескольких сотен тысяч долларов в месяц. Иногда отдельные редчайшие книги требуют одномоментно миллионных вложений, но это уникумы, которыми можно гордиться, передавать из поколения в поколение и в случае необходимости всегда обменять на звонкую монету.

Нужно отметить, что коллекционирование настолько интимно, индивидуально и неповторимо, что, конечно, не может измеряться только в монетарном порядке. Любовь к предмету коллекционирования, в данном случае к книге, ее глубокое понимание, определенный уровень образования, которым в том числе делится с коллекционером и сама книга, проникновение в эстетику книги: в типографские шрифты, технику иллюстрирования, художественный переплет, — все это создает неповторимое собрание. Не только человек формирует библиотеку, но и сами книги формируют человека, дают ощущение силы и важности бытия.
С чего начать

Для начинающего коллекционера нужно, во-первых, постараться разобраться в том, какое собрание он хочет составить и какими средствами для этого готов пожертвовать. Не стоит бросаться очертя голову в омут хаотичных покупок, особенно в Интернете, на барахолках, в лавках старьевщиков, где любая картина — это произведение первоклассного художника из «Родной речи» или чудом сохранившийся очередной экземпляр "Черного квадрата", а каждый автограф, несомненно, одного из величайших русских классиков. Покупки здесь — это развлечение для профессионалов, которые могут, просеяв тонну плевел, найти, возможно, одно единственное ценное зерно. Лучше покупать серьезные предметы искусства и коллекционирования в проверенных галереях и аукционных домах, которые гарантируют аутентичность предметов своей экспертизой и репутацией. Наблюдать за другими коллекционерами, общаться, читать профильную литературу — художественные каталоги, записки коллекционеров, библиографические издания и доверять только своему чутью, не слушая советов с разных сторон, — такой путь представляется оптимальным. Если коллекционерская интуиция работает, то даже пара-тройка ошибочных покупок может научить гораздо большему, чем советы десятков околоантикварных доброжелателей.

Так все же как правильно инвестировать в антикварные книги? Разобраться, влюбиться, постараться понять и только потом сводить «дебет с кредитом». Антиквариат — это не только про деньги, это в первую очередь про любовь.
Топ-3 продаж книг и автографов в аукционном доме "Литфонд" в 2015-2017 гг.
18 млн руб.
В. Хлебников "Ладомир". Харьков, 1920
11 млн руб.
Т. Шевченко "Кобзарь". СПб, 1840
8,5 млн руб.
В. Левшин "Русские сказки". Москва, 1780-1783
29 декабря 2017