Венчурный капитал в сфере ретейла, обзор новых технологий и стартапов
Мировой ретейл наравне с перевозками и банковскими услугами является быстро меняющейся отраслью, активно использующей новые технологии. Сегодня технологии торговли призваны решать такие задачи, как сбор обратной связи от покупателя, используя соцсети, геолокацию и big data, и оптимизация управления и логистики.
Работа с большими данными приводит к диджитализации крупнейших сетей. Примечателен опыт Walmart. Это огромная компания с годовой выручкой почти 500 млрд долл. США, более 11 тыс. магазинов, 245 млн
покупателей в неделю. Для обработки огромного объема данных Walmart использует собственную систему Data Café, доступ к которой имеет почти тысяча аналитиков. Система анализирует примерно 24 000 запросов в час, что помогает получать обратную связь на ценовую политику, и представляет собой меняющуюся в режиме реального времени маркетинговую тактику большой компании. Еще одним трендом, который активно используют передовые ретейлеры, является SoLoMo (social, local, mobile) — объединение геолокации, смартфона и соцсетей. Мировые одежные ретейлеры начали использовать RFID-метку, встроенную в ценник, позволяющую при примерке превращать зеркало в сенсорный экран с видеорядом, подталкивающим к покупке примеряемой одежды и сопутствующих аксессуаров.
Российский опыт
IKEA Centres Russia заявила о запуске MЕГА Accelerator, который призван искать технологии и решения в сфере ретейла, в том числе для торговых центров «Мега». Проект собирается привлекать разработчиков, программистов, экспертов бизнеса, специалистов розничной торговли, маркетологов и дизайнеров. Несмотря на сокращение венчурного рынка в России, в течение 2015 года наблюдалось несколько сделок в ретейле, включая как выходы фондов и продажу бизнеса, так и привлечение новых инвестиций. Из-за негативной динамики отрасли, возникшей еще летом 2014 года, многие инвестфонды не стали развивать портфельные компании, а выставили активы на продажу. Это обрушило цены на активы, поэтому сделок на рынке было немного, а несколько успешных выходов стало исключением, как, например, продажа Ozon.ru обувного магазина Sapato интернет-холдингу KupiVIP. На рынке было зафиксировано несколько сделок с привлечением инвестиций от фондов. В 2015 году интернет-магазину одежды Lamoda удалось привлечь для дальнейшего развития 300 млн евро от существующих инвесторов — шведского фонда Kinnevik и немецкого акселератора стартапов Rocket Internet. Фонд Maxfield Capital инвестировал в сервис для офлайн-ретейла Mercaux, а Фонд Бортника вложился в сервис для ретейла Beaconka компании Complex Systems. VentureClub инвестировал в технологию для фэшн-ретейла Shople.
Российско-американский поставщик внутримагазинной аналитики RetailNext привлек 125 млн долл. США в ходе очередного раунда. Инвесторами выступили фонды August Capital, StarVest Partners, Nokia Growth Partners, Commerce Ventures, American Express, Pereg Ventures, Qualcomm Ventures, Siguler Guff & Company и Activant Capital Group. RetailNext дает ретейлерам конкретную информацию о том, что покупатели делают в их магазинах и как они реагируют на решения, принимаемые этими ретейлерами. RetailNext является растущим всемирным брендом, работающим в более чем 25 странах, в том числе с 2007 года в России. В начале 2016 года прошла первая сделка с участием китайского венчурного капитала: фонд Shunwei Capital проинвестировал торговую онлайн-площадку ToBox на сумму 50 млн долл. США, которая открылась в России в декабре 2015 года. Площадка аккумулирует предложения по продаже разных товаров, размещенные в социальных сетях, российских шоу-румах и магазинах авторских товаров.
Офлайновые сети развивают собственные интернет-продажи: кто-то своими ресурсами, кто-то путем приобретения готовых решений на рынке. Например, для развития онлайн-продаж «Техносила» купила интернет-ретейлера E96.ru.
Выводы и прогнозы
В 2016 году крупнейшие ретейлеры продолжат агрессивно наращивать количество торговых точек как за счет органического роста, так и за счет новых приобретений. Из-за кризиса в непродовольственной рознице, где ретейлеры вынуждены оптимизировать площади, продуктовые сети получают возможность расти даже на насыщенных рынках крупнейших городов. Текущий год станет годом активного освоения новых регионов. Например, «Пятерочка» (X5 Retail Group) планирует выход в Калмыкию, Астрахань, Омск, Томск и Кемерово. Сеть «Дикси», объявившая о повышении эффективности как о первоочередной задаче, также намерена «делать акцент на глубоком освоении регионов». Компания откроет дополнительные магазины в тех федеральных округах, где сеть уже представлена.