Официально банковский бум в Швейцарии начался в 1943 году после введения закона о банковской тайне, который до сих пор является уникальным. Закон стал реакцией на попытки фашистской Германии получить доступ к счетам немецких евреев, а французского правительства — заблокировать счета бывших революционеров. Банковская тайна вводила уголовную ответственность в отношении любого банковского сотрудника, имеющего доступ к информации о клиентах, за разглашение любой идентифицирующей клиента информации. И конфиденциальность является основным преимуществом для клиентов, которые не хотят, чтобы их управляющие рассказывали об их состоянии в барах, кафе или знакомым, что часто происходит в других странах с менее развитой или вообще отсутствующей политикой конфиденциальности. В Швейцарии банковскую тайну никто не отменял и отменять не собирается.
Сейчас широко обсуждается вопрос об автоматическом обмене информацией о клиентах швейцарскими банками, который должен начаться с 1 января 2018 года. Вопрос политический, и комментировать его сложно, но в отношении Швейцарии можно сказать, что на текущий момент она подписала двусторонние соглашения об обмене информацией лишь с некоторыми государствами, в числе которых страны Евросоюза, Австралия, Канада, Южная Корея, Остров Мэн, Исландия, Гернси, Джерси, Япония и Норвегия. России в этом списке пока нет, и перспективы подписания с ней соглашения об обмене информацией не ясны.
Второй бум в швейцарском банкинге случился после разрешения открытия офшорных счетов для частных клиентов в швейцарских банках, что многие нашли очень удобным средством для управления своими активами. Принятие специального режима по регистрации компаний в швейцарском городе Цуге также стало стимулом для иностранных клиентов регистрировать компании в Швейцарии и открывать банковские счета.
Но главное преимущество швейцарских банков — это подход к управлению активами и отношениям с клиентами, работа по принципу семейного офиса. Банкиры выстраивают комплексные долгосрочные отношения с клиентами, узнают их историю, бизнес, знакомятся с семьей. Исходя из готовности к риску, ожиданий доходности и опыта работы на рынке ценных бумаг для каждого клиента создается инвестиционный профиль, которого банки придерживаются при инвестировании средств. Если банкир отступит от пожеланий клиента, регуляторы накажут банк. Интересы клиента постоянно отслеживаются. В этом — уникальность швейцарской системы. Менеджеры не заинтересованы продать клиенту лишь бы что. Важны долгосрочные отношения и соблюдение конфиденциальности. Кроме классического управления активами швейцарские банки и управляющие предлагают полный комплекс услуг семейного офиса, среди которых организация образования за рубежом для детей клиентов, поиск объектов недвижимости, программы гражданства и резидентства, услуги юристов, структурирование трастов и офшорных компаний, покупка и продажа бизнеса и многие другие. Находясь в центре Европы, Швейцария имеет доступ к самому широкому спектру всевозможных инвестиционных инструментов и фондов. И несмотря на традиционность и классический швейцарский подход к управлению активами, большинство швейцарских банков инвестируют огромные средства в развитие своих аналитических систем и электронного банкинга, что делает обслуживание клиентов очень удобным и технологичным.