Автоматический обмен информацией о финансовых счетах После введения правил о КИК США столкнулись с целым рядом проблем: как узнать, что налогоплательщик является контролирующим акционером какой-либо иностранной компании и не открыл ли алогоплательщик счет в иностранном банке, на который зачисляет недекларируемые доходы? Попытки ввести административную и уголовную ответственность за непредоставление соответствующей информации налогоплательщиками успеха не имели, поскольку налогоплательщики ее не предоставляли, а банки других государств не горели желанием рассказывать о своих клиентах и их операциях налоговым органам США. Как известно, швейцарские банки держали оборону и не раскрывали своих клиентов более 40 лет. Кроме того, возможность создания трастов (фондов) позволяла надежно спрятать контролирующих акционеров почти любой компании от налоговых органов.
Проблему пытались решить путем заключения между странами соглашений об избежании двойного налогообложения, которые содержали нормы об обмене информацией между налоговыми органами этих стран. Однако и это не привело к желаемым результатам. Дело в том, что такие соглашения предусматривают обмен между налоговыми органами по отдельным запросам. В результате налоговые органы не могут получить информацию по неограниченному кругу налогоплательщиков. Кроме того, до направления запроса налоговый орган вначале должен выяснить наличие у конкретного лица, подозреваемого в неуплате налогов, зарубежных активов, что означает необходимость проведения предварительного глубокого расследования.
Убедившись в неэффективности существующих способов, США, пользуясь тем, что существенная часть расчетов в мировой экономике осуществляется в долларах США и проходит через американские банки,
в 2010 году приняли закон «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» (закон FATCA), направленный на борьбу с уклонением от уплаты налогов американскими лицами, владеющими зарубежными активами. Суть закона FATCA достаточно проста: все не американские финансовые институты (банки, брокеры, страховые компании и т. п.) обязаны сообщить в Службу внутренних доходов США о финансовых счетах, прямо или косвенно принадлежащих американским лицам. В случае же невыполнения требований закона FATCA с определенных платежей от источников США, направляемых в неамериканские финансовые институты, должен взиматься штраф в размере 30% от суммы платежа.
Закон FATCA породил огромные юридические проблемы во многих странах. Тем не менее достаточно быстро США и другие страны договорились о том, что в качестве посредников между неамериканскими финансовыми институтами и Службой внутренних доходов США будут выступать национальные налоговые органы. Получив данные от национальных финансовых институтов, налоговые органы затем будут передавать их в Службу внутренних налогов США. Заключенные многими странами с США межправительственные соглашения предусматривают обязанность Службы внутренних доходов США передавать аналогичную информацию налоговым органам других стран. Важно отметить, что в России приняты законы, разрешающие российским финансовым институтам передавать информацию в Службу внутренних доходов США.
В то же время в связи с отсутствием межправительственного соглаше ния между Россией и США ни американские финансовые институты, ни Служба внутренних доходов США не обязаны передавать какую-либо информацию российским налоговым органам.
После того как волна возмущения действиями США спала, стали понятны все преимущества схемы, предложенной законом FATCA. Поэтому не приходится удивляться, что в апреле 2013 года министры финансов Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании заявили о планах организации обмена информацией, взяв за основу соглашения, заключенные с США. Вскоре и ОЭСР выступила с аналогичной инициативой. И чуть более чем через год ОЭСР был утвержден Стандарт для автоматического обмена информацией о финансовых счетах. В соответствии со Стандартом налоговые органы присоединившихся стран получают от финансовых институтов своих стран информацию о финансовых счетах и автоматически передают эту информацию налоговым органам других стран на ежегодной основе не позднее 30 сентября года, следующего за отчетным.
К финансовым институтам, обязанным передавать информацию налоговым органам своей страны, относятся:
- банки;
- депозитарии;
- брокеры;
- управляющие компании;
- прочие инвестиционные компании, ведущие деятельность на организованных рынках для или за счет клиента;
- страховые компании.
Финансовые институты обязаны передавать информацию о любых счетах своих клиентов, на которых учитываются как денежные средства, так и любые финансовые активы клиентов (ценные бумаги, акции, облигации, ноты, бонды, свопы, опционы, фьючерсы, форварды и т. п.). Исключение составляют только некоторые специфичные клиентские счета (пенсионные счета, счета, открытые по решению суда, счета, предназначенные для куплиродажи или аренды недвижимого имущества).
Если речь идет о счете, на котором учитываются денежные средства, то налоговый орган получит от финансового института следующую информацию:
- наименование (имя) владельца счета, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика, а также дату и место рождения (если владельцем является физическое лицо);
- суммы процентов, зачисленных на счет за отчетный период;
- баланс счета по состоянию на конец отчетного периода. В отношении счетов, на которых учитываются финансовые активы, налоговым органам будет передана информация об общей сумме процентного и дивидендного дохода, полученного владельцем счета от финансового актива, а также доходы от продажи финансовых активов за отчетный год. Стандарт также требует от финансовых институтов выявлять среди владельцев счетов пассивные компании (т. е. компании, получающие большую часть своего дохода от пассивных видов деятельности), устанавливать и раскрывать их бенефициаров, являющихся иностранными резидентами.
Учитывая возможные сложности с идентификацией клиентов по открытым ранее финансовым счетам, Стандарт предполагает, что информация о счетах с остатком менее 250 тыс. долл. США, принадлежащих юридическим лицам, не собирается и не раскрывается. В отношении существующих счетов физических лиц, а также любых новых счетов это ограничение не действует.
В настоящее время уже более 80 стран подписали Многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией по налоговым делам (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information, MC AA). В октябре 2014 года 51 страна, среди которых такие популярные в России юрисдикции, как Британские Виргинские острова, Белиз, Бермудские острова, острова Джерси и Гернси, Мэн, Гибралтар, Сейшелы, Кипр, Латвия, Люксембург, Нидерланды подписали Многостороннее соглашение и решили, что первый обмен информацией между ними произойдет в сентябре 2017 года. Передаваемая информация будет включать данные о финансовых счетах, открытых в финансовых институтах этих стран, по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Россия должна присоединиться к автоматическому обмену информацией в 2018 году. При условии, что Россия успеет в ближайшее время внести достаточно многочисленные изменения в свое законодательство,
в сентябре 2018 года ФНС РФ впервые получит данные об иностранных счетах и активах российских налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года. Интересным является вопрос, сможет ли ФНС РФ в 2018 году получить от налоговых органов стран, начавших обмен информацией в 2017 году, данные за 2016 год? К сожалению, ни в каком документе не содержится ответа на этот вопрос, однако учитывая тесное сотрудничество налоговых органов разных стран между собой, приходится признать, что данную возможность полностью исключать нельзя.