В Московском регионе за объединение участников процесса взялся предприниматель Андрей Чупахин. Он занимается развитием фермерского и агротуризма в Подмосковье, объединяет фермеров и агрокомлексы, представляет их интересы перед властью. Вместе с бренд-стратегом Натальей Рыбальченко Андрей участвует в развитии проекта «Гастрономическая карта Подмосковья» (around-moscow.ru), который возник в рамках первого международного гастрономического фестиваля «Русский вкус», проводившегося в 2014 году по заказу Торгово-промышленной палаты и правительства Московской области. Интерактивная гастрономическая карта призвана помочь не только туристам, но и представителям малого бизнеса — прежде всего фермерам и рестораторам, в развитии их услуг. Планируется, что карта будет работать на двух уровнях — как инструмент B2B и B2C. Режим «для профессионалов» позволит предпринимателям или местным администрациям вынести на карту места или точки, к которым они хотели бы привлечь внимание. Это могут быть участки земли под строительство или сельское хозяйство, заброшенные усадьбы, в которых можно было бы сделать гостиницу, ресторан, галерею, функционирующие музеи, ищущие партнеров для создания кафе, ресторана, производства и др. Режим B2C рассчитан на туристов. Карта призвана служить в качестве туристического и гастрономического путеводителя по региону, рассказывать о местах, которые стоит посетить, как туда добраться, где отведать деликатесов или просто отдохнуть. «Фактически у нас получится дорожная карта в действии, которую совместно сформируют и реализуют представители бизнеса и власти», — отмечает Чупахин. Возможно, в перспективе удастся развить такую карту и в масштабах России. Пока же Андрей с единомышленниками заполняет белые пятна на карте Подмосковья и соседних областей и параллельно занимается организацией гастрономических туров выходного дня, в рамках которых можно угоститься аппетитным и полезным «Завтраком на ферме», посетить грибные плантации, провести «Сырный уикенд» с дегустацией русского пармезана, горгонзолы и моцареллы, отведать «Лесной кухни» в Национальном парке «Угра» с дегустацией запеченой утки с можжевеловым соусом, хвойным чаем, вареньем из шишек и другими дарами леса. «Помимо гастрономических туров есть спрос на обучающие туры, — рассказывает Чупахин, — где все желающие могут попробовать себя в роли фермеров, научиться готовить сыр, натуральный йогурт, домашний кефир, масло, сметану, коптить гуся, утку или цесарку, вялить мясо, «выращивать» фуа-гра на своем участке, производить собственные настойки или варить настоящее крафтовое пиво» Потребителями этих туров зачастую являются москвичи и жители других больших городов, у которых назрела потребность отдохнуть от города или заняться доходным бизнесом на природе в своем собственном доме. В Ассоциации гастрономического туризма России также рассчитывают, что «лет через пять, может быть, удастся создать хотя бы несколько кластеров, куда можно будет приглашать людей, где все будет соответствовать названию и смыслу, будет честно и без обмана, чтобы и россияне могли гордиться, и внешним туристам было не стыдно показать», отмечает Парамонов.
И пусть даже пока еще можно говорить лишь о первых звездочках, появившихся на темном небосклоне российского гастрономического туризма, но «ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?».