И./ В России рассматривается вопрос о налоговых льготах как для добывающих предприятий, так и инвесторов в них. Как устроено государственное регулирование этой отрасли на Украине?
М.С.: На Украине регулирование добывающей отрасли находится в упадочном состоянии, государственных программ инвестиций как таковых нет. Льгот и помощи не предусмотрено, основные усилия государства направлены на минимизацию нелегальной и неэффективной разработки. С нашей точки зрения помощь государства могла бы заключаться в стимулировании внутреннего потребления через рост экономики и строительного рынка в частности.
И./ А налоговая нагрузка?
М.С.: Налоговая нагрузка, скажем так, средняя. Но за счет того, что на Украине, в частности в Житомирской области, исторически камнеобработка занимает серьезное место, есть подготовленные квалифицированные кадры, а это очень важно для развития и инвестиций. Есть достаточная инфраструктура, которая была обновлена в рамках подготовки к Евро-2012. У карьера собственная ж/д ветка, 8 км до станции, что редкость.
И./ Как вы оцениваете внешние и внутриполитические риски?
М.С.: Нельзя остаться в стороне от политики, и на сегодняшний день мы видим последствия влияния политики на все сферы экономики — сокращение внутреннего потребления, удорожание кредитов, сокращение инвестиционных программ.
И./ А новые риски, связанные с экспортом в Россию?
М.С.: Щебень не является легко импортозаменяемым, и значительного падения потребления в ближайшей перспективе мы не прогнозируем. В отношении рисков ограничения экспорта мы считаем, что экономические доводы должны в конечном итоге перевесить политические.
И./ Как скажется прогнозируемое увеличение импортных пошлин?
М.С.: У нас достаточный запас регулирования цен при незначительном росте пошлин. Украинский щебень достаточно дешев в сравнении со среднемировыми ценами, постепенно сокращается себестоимость. Основной риск с точки зрения ценообразования — повышение стоимости перевозок.
И./ По всем отраслям экономики у Украины большой объем экспорта в Европу?
М.С.: Доли России и Евросоюза в товарообороте почти одинаковые. Но обе потери будут значительными. Нельзя сказать, что можно отказаться от экспорта в Европу или Россию. Тем более продукция разная. В Европу отправляется в основном сырье, а в Россию — продукция переработки, в том числе высокотехнологичного машиностроения.
И./ Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка нерудных материалов?
С.Т.: В России рынок замедляется вместе со всей экономикой. Ситуация сложная, но на нас не давит, мы заняли свою нишу. Наш рынок — это бетонные заводы, монолитное и мостовое строительство. Сокращение объемов в этих областях на нас пока не отразилось и, думаю, не отразится. С тем объемом, который производит карьер, мы справимся. Можно говорить о локальном росте рынка в связи с присоединением большого участка Московской области к Москве. В Новой Москве активный рост коттеджного строительства, а это наше направление движения вагонов, и мы можем предлагать конкурентную цену.
И./ Растет ли число участников этого рынка?
М.С.: На Украине число участников рынка сокращается. При этом объем добычи растет. Идет консолидация карьерных активов в руках крупных компаний. Лидерами являются «Юнигран» и «Технобуд» — две мощнейшие компании, каждая из которых владеет несколькими карьерами-«миллионниками», и, соответственно, может предложить очень большой объем щебня по низкой цене.
С.Т.: В России также тренд на укрупнение основных игроков. Для нас это плюс. Чем компании крупнее, тем они менее поворотливы. Если к нам завтра обратится бетонный завод со срочным заказом, мы оперативно подадим заявку на карьер, карьер в течение трех дней введет в ж/д план данный вагон, и мы в кратчайшие сроки сможем удовлетворить образовавшийся спрос. Крупные компании со множеством подразделений не могут действовать оперативно. Именно сервис и быстрое принятие решений — наше главное конкурентное преимущество.
И./ Вы отгружаете продукцию в кредит?
С.Т.: Мы не практикуем отгрузку продукции в отсрочку. Это позволяет минимизировать риски для компании. Отгрузка в отсрочку в нынешней экономической ситуации опасна. Практика показывает, что на данном рынке велико количество невозвратной дебиторской задолженности.
М. С.: Щебень — это вообще высокооборотный бизнес, производственный цикл очень короткий — несколько суток. Логично, чтобы и финансовая составляющая реализации тоже была высокооборотной. Сравнительно низкая рентабельность, но за счет короткого оборота получается достаточно прибыльный бизнес.
И./ Как вам удается конкурировать с гигантами рынка по цене?
С.Т.: У нас конкурентоспособная цена. 80% нашего объема распределено на три года вперед. Мы производим в лучшие месяцы до 100 тысяч тонн готовой продукции и всегда найдем покупателя даже при самой плохой конъюнктуре. В нерудном бизнесе это сравнительно небольшой объем. Мы имеем твердые контракты по ближайшим к Украине областям — Брянская, Курская, Орловская, Калужская, где идет масштабное монолитное строительство, и на территориях, присоединенных к Москве.
Также мы удачно решили вопрос с перевозками. Относительно недавно произошли серьезные изменения в системе доставки грузов ж/д транспортом. Раньше заявки на отгрузку подавались в РЖД и «Украинские железные дороги». Четыре года назад, когда весь парк был переведен в собственность частных компаний — ФГК, ПГК и т. д., — ценообразование на вагоны перестало быть предсказуемым, подход вагонов стал хаотичным, в какой-то момент их вообще перестали подавать, так как собственникам было удобнее гнать вагоны пустыми в регионы за более выгодными товарами. Карьеры стали нести огромные убытки, и каждый выходил из этой ситуации по-своему. Мы взяли в управление определенное число вагонов, которые все время курсируют по кругу, и мы знаем, когда и сколько вагонов будет и куда мы их отправим. Это очень важный фактор как для ценообразования, так и для правильного функционирования предприятия в целом.