И./ Можно обозначить тенденцию — на банковский рынок проникают небанковские компании. Google и Apple работают над созданием своих платежных систем, выходцы из «Групона» сделали Рокетбанк, работающий только в Интернете. Как вы считаете, такие проекты заберут долю рынка у традиционных банков?
Когда человек доверяет деньги, он хочет прийти и увидеть, что банк реален, есть отделение, в нем люди, что все это материально. Я себя вспоминаю — первый раз я выпустил кредитную карточку для того, чтобы за границей арендовать машину. Банковским бизнесом я еще не занимался, это была карточка другого банка. Я, вполне разумный и успешный бизнесмен, первый раз пользуясь банкоматом в Италии, дико восторгался тем, что засовывая кусок пластика в банкомат, получал реальные деньги. Сегодня мы все больше платежей осуществляем через карточки. И МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК активно развивает интернет-банкинг. Это удобно для всех, за этим будущее, но это всего лишь способ. И эти игроки — тоже способ. Я здесь ничего нового не вижу. Никаких интернет-банков не возникнет. Но услуги традиционного банка все больше и больше будут уходить в Интернет.
И./ Кроме развития интернет-банкинга, какие инструменты вы развиваете?
Как в известном анекдоте: чтобы повысить удои, то есть рентабельность, надо коров меньше кормить и больше доить. Это вызывает улыбку, но здесь есть доля правды. Нужно уменьшать себестоимость на всех направлениях. Вопрос совершенствования сервиса очень важен. Клиенту должно быть удобно, банк должен быть для него понятен и прогнозируем.
И./ Могли бы вы назвать банки-конкуренты, чья стратегия развития вам нравится?
Мы конкурируем с большим количеством банков, и это достойные конкуренты. Я слабых игроков не вижу. И мне это нравится. Это позволяет нам не спать. Есть масса удачных решений, удачных ходов у других банков, но выделить кого-то одного сложно.
И./ А из предпринимателей вообще, не банковской сферы, есть для вас удачные примеры?
В предпринимательской среде все очень просто. В кино кто лучший режиссер? Нет четких критериев — дело вкуса. А у предпринимателя основной критерий — заработок. Капитализация компании, ее успешность. И всех успешных людей мы знаем.
И./ Вы всегда шли своим путем, не брали ни с кого пример?
Знаете, скопировать никого нельзя. Когда говорят: сын должен быть похож на своего отца — это неправильно. Копия всегда хуже оригинала. Человек должен видеть свои недостатки и сильные качества других людей. И заимствовать эти сильные качества. Идти своим путем, не обращая ни на кого внимания, — ни один человек так не может. Так же и в бизнесе очень важно оценивать не свои сильные стороны, а свои слабые стороны. И менять их. Сказать, чтобы у меня был в бизнесе пример, которому я бы следовал, — пожалуй, такого нет.
И./ Если бы вы сегодня, в 2014 году, начинали свой бизнес в финансовой сфере, как бы вы его выстраивали?
Я себе часто задаю вопрос: если бы сейчас пришлось начать с нуля, смог бы я или нет. С теми знаниями, которые есть, это было бы просто сделать. А если стартовать совершенно с нуля — тебя никто не знает, ты ничего не знаешь — я не нахожу ответа. Когда я начинал, была свойственная молодости безрассудность, агрессивность. Но с возрастом человек становится более консервативным. С тем багажом, который есть, я бы искал приложения в другой сфере. Повторять что-то всегда неинтересно. А выйти на рынок труда в качестве наемного менеджера и быть конкурентоспособным на рядовой позиции — меня этот вопрос занимает, но пока не попробуешь, не узнаешь.
И./ Давайте поговорим о вашей благотворительной деятельности. На российском благотворительном рынке существует ряд крупных фондов, вы тем не менее решили создать свой — «Арифметика добра». Чем вас не устраивала работа с другими фондами, что принципиально нового вы хотите сделать?
Я давно занимался благотворительностью, причем делал это анонимно. И зарегистрировал фонд не ради публичности. Когда у человека удовлетворены первичные потребности, он задается вопросом, зачем он живет, зачем работает. Главная роль человека — это, может быть, высокопарно звучит, но я глубоко убежден, что это так, — это служение другим людям. Благотворительность — та вещь, которая меняет мир, среду, представления людей. И основное, чем должны заниматься фонды, — это пропагандирование благотворительности не на уровне разговоров, а на уровне дел. Меняют мир не те люди, которые получают, а те, которые отдают. Они задумываются о том, что и для чего делают. Фонд нужен, чтобы объединить и организовать таких людей.
От моей биографической склонности мы больше будем заниматься сиротами. Когда я начинал контактировать с детскими домами, основные нужды были материальными. Сейчас главная проблема — это социализация сирот. Чтобы они вошли в этот мир и были успешными. И для этого нужны не столько деньги, хотя они важны, сколько объединение усилий.Если сирот будет меньше и те сироты, которые в детских домах, будут социализироваться, значит, будет результат. Каждый человек — это результат.
И./ Как вы оцениваете состояние благотворительности в России в сравнении с другими странами?
Основное, чем мы отличаемся, — это недоверие друг к другу. Я недавно проводил акцию от фонда, мы собирали на лечение девочки. И я сразу сказал, что добавлю до полной суммы, сколько будет не хватать, главное — ваше посильное участие. И в социальных сетях мне писали, что я, видимо, решил украсть пару миллионов. Это хамство, или глупость, или непонимание. Но глобально это недоверие. В остальном сфера благотворительности достаточно быстро развивается. Добро заложено в нашей культуре. И если преодолеть недоверие и неверие, ситуация будет быстро меняться. Важно, сколько людей в это вовлечено. Благотворительность — это та сфера, где люди могут что-то делать бескорыстно. Бескорыстные поступки — самые человечные.
И./ Кругом очень много обращений с просьбами помочь, в том числе и больным детям, и очень хорошо, когда люди откликаются, но должна ли эта помощь существовать в рамках частной инициативы или все же социальная сфера — забота государства?
Государство — это мы. Государство полностью решить эту задачу не готово и не может. И здесь даже не вопрос денег.
И./ Но оно может создавать программы, вовлекать в них людей — то, что делаете вы.
Нет, этим должны заниматься фонды. Без людей, которые бы приходили и общались с детьми, государство изменить форматы детских домов не в состоянии. Обучение детей из детских домов в обыкновенных школах было бы большим шагом. Но люди не всегда готовы, чтобы их дети учились с сиротами. Ну что здесь может сделать государство? У государства большие возможности в перераспределении финансов, но всегда есть дилемма, в какие сферы направить средства. Квотирование операций увеличивается, но ведь всегда недостаточно. При этом очень важно, чтобы благотворительность не рождала социальное иждивенчество, помощь шла тому, кому неоткуда взять, только у государства. Но государство с точки зрения социализации не может много дать.