При этом за два года благодаря более волатильной динамике индекса S&P Global и в целом более нервной обстановке на фондовых площадках в 2012 г. отставание портфеля от своего бенчмарка уже гораздо менее очевидно: 32,9% против 33,8%. Если же вспомнить главную цель создания портфеля «Защитные акции» — стабильный доход на протяжении длительного периода времени с минимальными потерями в периоды обвалов рынка — текущие цифры не могут не радовать.
Предлагаю более подробно взглянуть на произошедшие изменения в составе портфеля, а тем, кто только подключился к истории о защитных акциях, — ознакомиться с базовыми принципами отбора бумаг. Если отвлечься от первоначального довольно обширного списка эмитентов, технической составляющей, анализа исторического поведения портфеля и всей той внушительной работы, предшествовавшей воплощению идеи защитных акций, в ее основе лежит всего лишь несколько ключевых моментов: принадлежность компании-эмитента к нециклическим отраслям экономики, низкое долговое обременение, прибыльность и щедрая дивидендная политика, всеобщее признание, выражающееся в высоких международных корпоративных рейтингах и положительных рекомендациях ведущих инвестиционных банков, а также низкая зависимость динамики отбираемых акций от общерыночных рисков (ограничен коэффициент ?). Добавим к этому высокие требования к капитализации компании, ликвидности ее акций и наличию листинга на фондовом рынке США, и список из нескольких тысяч эмитентов сокращается до 10—15 компаний, полностью соответствующих всем вышеперечисленным параметрам на четко определенном временном промежутке.
Так, по итогам финансовых отчетов за 2012 год в наше поле зрения вновь попали следующие компании: Palmolive Co., Johnson&Johnson, McDonald's Corp., Nestle SA, Novartis AG, Novo Nordisk A/S, Pfizer Inc., Unilever PLC. При этом появились и новички: британские Bristol-Myers Squibb Co., British Sky Broadcasting Group, Centrica PLC, а также китайский телекоммуникационный холдинг China Mobile Ltd. и Colgate. В свою очередь они заменили сошедших с дистанции Coca-Cola Co., Glaxo Smith Kline PLC, Philip Morris International Inc. и Abbott Laboratories вместе с выделившимся из него AbbVie Inc.
Как результат, портфель стал более дифференцированным в плане представленных в нем отраслей и стран. Впрочем, принимая во внимание уровень глобализации крупнейших компаний, страновая принадлежность имеет значение лишь в отношении валюты, в которой торгуются акции на основной для каждой из компаний площадке. Хотя сам портфель для удобства и снижения комиссионных расходов формируется исключительно из бумаг, представленных в той или иной форме на американских биржах и потому торгуемых в долларах США. Благодаря межбиржевому валютному арбитражу включение в состав портфеля не американских компаний в конечном счете ведет к диверсификации валютных рисков.