Немного футурологии
Если говорить о будущем, то после принятия закона о CFC, а это случится очень быстро, последует его постепенное ужесточение — скорее всего до американской модели, потому что руководство России однозначно определилось с курсом на усиление налогового и валютного контроля. С копированием американской модели, правда, есть одно «но»: Америка, хотят наши политики того или нет, — это глобальный игрок, глобальный полицейский и глобальный контролер, поэтому для всех приватных банков по всему миру нет хуже клиента, чем американский гражданин. Россия же такой глобальной сетью влияния не обладает и сможет контролировать своих граждан и резидентов лишь до той степени, до которой она сможет договориться с кем-то об обмене информацией и принудительном исполнении российских решений. Охотно верится, что в случае открытия счета в Минске или Алма-Ате о российском гражданине налоговикам будет известно все, но как только россиянин выпадет из чисто российской среды и бизнеса, он выпадет и из системы контроля.
Еще один большой вопрос — будет ли Россия вводить налогообложение по признаку гражданства или сохранит его, как сейчас, по признаку резидентства. Сегодня если человек не резидент, то все его доходы внутри России облагаются налогом по более высокой ставке, но об остальных доходах он имеет право не отчитываться. Нынешняя же российская политика направлена на то, чтобы как можно жестче привязать российских граждан к нашему государству, и в перспективе трех-пяти лет Россия скорее всего перейдет к налогообложению и валютному контролю по принципу «центра жизненных интересов» либо «гражданства», как в США, а не по критерию лишь срока пребывания на территории страны. Любопытно, что принцип «центра жизненных интересов» (center of vital interests) является также и основным критерием «разрыва связи» при разрешении вопроса о двойном налоговом резидентстве на основании налоговых соглашений, заключенных Российской Федерацией. Если коротко, то это означает, что российский бизнесмен, пусть даже и фактически проживающий более 183 дней за рубежом, но имеющий семью, недвижимость, деловые связи и т. д. в России, будет признан российским налоговым резидентом, а значит, подпадет под правила CFC и под весь комплекс российских налоговых правил.
Еще более жесткий принцип налоговой привязки — критерий «гражданства». Если этот принцип введут в России, то россияне познают на себе, что такое быть американским гражданином, работающим в другой стране: две налоговые декларации, два набора правил, нежелание банков сотрудничать. Произойдет окончательная поляризация владельцев капитала: кто-то останется в России, а кто-то решит обрубить концы (то есть уехать из страны и отказаться от гражданства). Те, кто останется, будут более податливым и лояльным классом.
Уже сейчас из-за череды международных санкций россияне начинают чувствовать себя иранцами, которые виноваты лишь по факту своего паспорта. Если иранец имеет вид на жительство в приличной стране и на родине почти не появляется, с ним нормально ведут дела как с резидентом другого государства, хотя и могут поставить на особый контроль его капиталы в банке. Но если иранец приехал из Ирана, то его априори считают агентом иранской политики, несущим риск размещения денег иранского государства и спецслужб. И с такими людьми работают только наиболее отчаянные банки. Россияне уже начали на себе ощущать такое же отношение. Желая того или нет, российские политики поляризовали отечественных бизнесменов и во многих случаях не в пользу России, потому что безопасность капитала для многих является доминирующим интересом — большим, чем возможность казаться лояльным гражданином.
Если бы эта политика началась 20 лет назад, мы бы плавно из СССР переехали в новые реалии, но за последние 20—25 лет у нас предпринимательский класс стал настолько международным, что загнать обратно в страну можно только небольшую часть, причем не самую инициативную и далеко не самую богатую. Парадоксально, но при этом и Запад сейчас делает все, чтобы российскому капиталу там было некомфортно. Запад со своей политикой и банковскими барьерами является сегодня крупнейшим агентом Кремля по возвращению денег в Россию. А 2014 г., наверное, станет годом своеобразного катарсиса в сознании российских капиталистов, которые наконец поняли, что вынуждены лавировать между рисками отъема активов в России и такими же рисками ареста и последующего отъема активов иностранными банкирами. Все пытаются сейчас найти золотую середину, перебирают страны и типы инвестиций, но не сразу находят удовлетворительные решения.
Уход в реальную экономику на Западе как альтернатива накоплению остатков на счетах также не сулит ничего выгодного. Если не брать чиновников и стремных личностей, которым «лишь бы вложить» и которые покупают сети заправок в Германии, маленькие отели в Швейцарии, складские комплексы в Англии, то есть практически бесприбыльные инвестиции, то спектр возможностей по зарабатыванию денег ничтожен. В развитых странах основные состояния сегодня делаются в «новой экономике» — Интернет, биотехнологии, электроника, технологии манипуляции массовым поведением (соцсети и пр.), прорывные медицинские технологии и так далее. Ну и в отдельных элитарно-монопольных бизнесах, к которым относится колониальная сырьевая добыча в странах третьего мира при поддержке «домашнего» политического режима, дистрибуция мировых брендов (особенно табака, алкоголя и медикаментов), оружейный бизнес, господряды, какие-то отдельные проекты в недвижимости. Российскому капиталу путь в эти бизнесы закрыт.
Сухой остаток
Деофшоризация почти не способна затронуть людей с крупными капиталами — тех, у кого есть средства на реструктуризацию, на юристов, аудиторов и поддержание собственной инвестиционно-трастовой инфраструктуры за границей. Это понимает российское правительство, как и правительства во всем мире. Если почитать дебаты американского конгресса о том, как крупнейшие корпорации страны оптимизируют налоги в офшорах, то хорошо видно, что в тюрьму за неуплату налогов попадает стоматолог дядя Джо, а гиганты безнаказанно имеют столько офшорных и низконалоговых подразделений, сколько хотят. В России в отношении крупных владельцев капитала действует та же логика. На них налоговые ужесточения по большому счету не распространяются, у них в силу размера и диверсификации есть фактический иммунитет. Государство это понимает и осознанно охотится за мелкой рыбкой, потому что совокупных накоплений у мелочовки статистически больше, чем у жирных котов. Все национальные планы по деофшоризации и устрашающие лозунги призваны запугать и дезориентировать среднестатистического налогоплательщика — за ним и будут гоняться.