1. Дешево хорошо не бывает
Возможно, пока MOOC — это образовательный фастфуд, который не заменит личного общения в аудитории, внимания преподавателя и в целом полноценного очного образования. Но при выборе между российским вузом из второй сотни и дистанционным курсом в европейском или американском университете, не факт, что лучше остановиться на первом варианте.
2. Слабый английский
Часть видеоматериалов на той же Курсере имеет русские субтитры, наличие онлайн-переводчиков снимает
проблему работы с текстами, но о языке все равно надо думать. Полгода дистанционного обучения, включающего онлайн-общение с преподавателем, позволит поднять язык на 1—2 уровня.
3. Разовое прослушивание курсов не повышает уровень образования
Это да, так же как и единичная утренняя пробежка не сделает вас марафонцем, а одна зарядка не исправит пресс. Но если говорить о системе, где определена цель, последовательность шагов, а также сформирована регулярность занятий, вы не останетесь на месте.
4. Никому не интересны электронные сертификаты
Отнюдь, система западного повышения квалификации уже не всегда предполагает выдачу гербовой бумаги с подписью и печатью, а ведет, как правило, электронный учет аттестованных лиц. Работодатели в свою очередь все больше внимания обращают на способность к обучаемости, а не на список быстроустаревающих подтвержденных компетенций. Да, широта и глубина знаний не так очевидны, как хорошая физическая форма, но в личном взаимодействии они интуитивно оцениваются и имеют больший вес.
5. Нет времени
Железный аргумент для любой пассивности, но вряд ли вы сами верите, что не можете выделять по 30—40 минут два-четыре раза в неделю на самообразование.
6. Воля подвела
Не всем дано, как Кирсанову Чернышевского, выучить французский по Евангелию. Хотите довести изучение предмета до логического конца, подумайте о системе мотивации. Специалисты говорят, что доля успешного обучения среди слушателей платных курсов значительно выше. Мотивацию повышают как сами денежные инвестиции, так и обратная связь от преподавателей. Но и без личной мотивации не обойтись. Для кого-то решением будет поддержка в семье, для кого-то — образ счастливого будущего, причиной которого должно стать именно обучение.
7. Сложно найти здравое зерно
Да, есть проблема информационного шума. Задавшись целью определиться с ресурсами для повышения квалификации, можно натолкнуться на множество поверхностных курсов. Процесс поиска «своих» ресурсов потребует времени и активности, но это также может быть интересным опытом, ведь никто не жалуется, что при поиске грибов в лесу приходится проходить неоправданно большое расстояние и ворошить значительное количество листвы.
8. Глаза разбежались, все хочется попробовать
Рецепт преодоления только один — четкая цель. Если вы знаете, для чего в конечном итоге вам необходимо двигаться вперед, проще расставить приоритеты и отказаться от интересного, но ненужного.
9. Процесс побеждает результат
Проведя не один час или даже месяц за занятиями, можно не получить ничего: научение не произошло, вы просто неплохо провели время. Лучшая защита от этого риска — четкое планирование обучения, определение, чего вы хотите достичь, в какие сроки, по каким признакам вы поймете, что достигли результата.
10. Количество не перерастет в качество
Как было бы просто, если, загрузив в себя несколько развивающих программ, человек автоматически становился бы лучше. Но развитие — это не поглощение информации, а ее переработка, осмысление, включение в каждодневное поведение. Иногда толчком для изменений может стать степень МВА, полученная в лучшем зарубежном университете, иногда небольшой онлайн-курс.
11. Мне не дают развиваться
Ответственность за себя часто успешно возлагается на работодателя, который должен освободить от работы и оплатить обучение. Но обучение может быть бесплатным, а главное, полученные знания — это личное достояние личности, ее резерв, который она может использовать по своему усмотрению: и для выстраивания отношений, и для продажи на рынке труда, и для организации своего бизнеса. Сложно представить более личные сбережения, так разве можно перекладывать ответственность за их рост на кого-то извне.