О типах коллекционеров и целях коллекционирования
Как мне кажется, существуют разные типы коллекционеров. Это вообще широкое слово — коллекционер. Люди, у которых есть какие-то картины дома, тоже в общем-то коллекционеры — они что-то купили, им это нравится, они с этим живут. Но в моем лексиконе это люди, которым просто нравится искусство. Чтобы построить коллекцию, нужно применить определенный принцип. Принцип, который строится либо на наборе художников, либо на стиле, либо на периоде, либо на жанре. Когда принцип соблюдается, тогда уже можно говорить, что создана коллекция. Второе: коллекционеры — это люди, которые, как правило, не связаны инвестиционными предпочтениями. Понятно, что арт-мир — очень большой рынок, многомиллиардный, и цены на этом рынке растут, а иногда падают. И на нем есть инвесторы, которые покупают картины как предмет приложения инвестиционных вложений, потом из них выходят. Таких людей очень много, есть те, кто профессионально этим занимается, я очень их уважаю, но это находится в другой плоскости: искусство как приложение денег. Удачное или неудачное — другое дело. Как правило, коллекции, которые строятся десятилетиями, очень редко выходят на рынок. Потому что они не для этого создавались. Они либо передаются в музеи, либо под них строятся частные музеи. В редких случаях наследники коллекцию продают, но тогда, как правило,покупателем выступает государство или какой-то спонсор. Я отношусь скорее к категории коллекционеров, а не инвесторов, но коллекционеров, которые имеют жесткую дисциплину в том, что они делают, не занимаются всем сразу, имеют фокус. Я создаю коллекцию, которая станет частью музейного наследия. Я хотел бы, чтобы это осталось. Поэтому, задуманная как музейная экспозиция, она имеет свои принципы, я бы сказал, исторического плана. Я считаю, что в основном мне удалось что-то сделать по художникам первого уровня 60-х годов, и я стараюсь усиливать эту коллекцию именно работами 60-х годов, поскольку это начало формирования будущей истории, культурной послевоенной российской истории. Этим определялся подбор художников. Многие из них живы и еще работают, но я в основном старался собирать ранние работы, может быть, это даже самые сильные их работы. И мне удалось собрать достаточно полную представительную коллекцию, по многим художникам она, наверное, лучшая в мире. Я пытаюсь ее усилить, найти нужные работы для дополнения, для того чтобы придать дополнительную ценность коллекции, в частных собраниях в Америке и Европе. Это сложная работа.