Александр Степанян, Golay Fils&Stahl:
В последние годы в связи с турбулентностью на рынках капитала мы видим увеличение интереса к предметам искусства со стороны, например, американских пенсионных или арабских инвестиционных фондов. Инвестиции в искусство признали своего рода «тихой гаванью», и мы видим, что все больше людей вкладывают часть своего состояния в антиквариат с целью диверсификации и сохранения стоимостного эквивалента. Но нужно понимать, что альтернативные инвестиции – это специфический вид инвестиций, требующий профессионального подхода. Самая большая ошибка инвестора, который впервые решил обратить свое внимание на антиквариат или, например, ювелирные украшения с целью выполнения сберегательной функции, – это покупать то, что нравится ему лично. Далеко не всегда то, что нравится человеку лично, может выполнить сберегательную функцию. Например, известный факт: русские покупают русское, китайцы – китайское, швейцарцы – швейцарское. Из-за этого цены на аутентичные предметы антиквариата внутри страны сильно завышены по отношению к мировым ценам на этот товар. Возьмем, к примеру, живопись. Спрос на картины Шишкина или Айвазовского в России гипертрофированный. Но продать эти картины на европейском аукционе, если это не специализированные «русские торги» и если среди аудитории нет русских покупателей, по аналогичным ценам вряд ли удастся. Такая же ситуация в Швейцарии, где продаются прекрасные пейзажи местных авторов, за которые платят большие деньги, но продать такую картину коллекционеру из России без существенного дисконта вряд ли получится.
В то же время есть универсальные ценности, которые нравятся всем, цена на которые практически не падает, а ликвидность высока. Классический пример – картины импрессионистов, которые покупают и русские, и китайцы, и американцы, и европейцы. При этом не обязательно любить, скажем, «Крик» Мунка и вешать у себя в спальне. Лично меня бы кошмары замучили. Можно купить и отдать в хранилище, как это делают многие фонды. Это удобно с точки зрения именно сберегательной функции, отсутствия персонификации и безопасности.
Или антикварные ювелирные украшения известных домов – Cartier, Bvlgari, Van Cleef & Arpels и т. п. Я подчеркиваю, антикварные, т. е. это примерно начало XX века. Покупая современные украшения в бутиках Парижа, Нью-Йорка или Москвы, вы не сберегаете, вы тратите. В цене таких изделий есть большая прибавочная стоимость, созданная за счет агрессивной рекламы, затрат на поддержание розничной сети в мировом масштабе, на красивый хорошо подготовленный персонал, страховки и т. д. и т. п., – все это ложится бременем на конечного потребителя. И когда человек вдруг решает продать этот предмет, то он продается, что называется, на лом – по цене стоимости сырья. Это как в ломбарде – за 30% от цены. Задача сохранения и возврата инвестиций не выполняется. Другое дело – старинный экземпляр Cartier в хорошем состоянии, с коробкой, с документами. Он всегда сохранит свою стоимость, и тот же дом Cartier его может купить для своего музея.
Вторая вещь, о которой стоит помнить, – это эксклюзивность товара. Покупая эксклюзив, будь то живопись, скульптура или стекло, человек может быть уверен в сохранности своих сбережений. И эти инвестиции не зависят от колебаний фондового рынка, стабильности банковской системы, валютных войн и прочих новостей. Это как земля. Представляете, что значит купить виллу на мысе Антиб? Там же всего несколько километров суши, и все хотят туда попасть. На эксклюзивный товар всегда найдется покупатель, потому что несмотря на все кризисы и турбулентности, прослойка богатых или очень богатых людей, готовых купить что-то действительно исключительное, сохраняется.
Очень важна легкость восприятия предмета. Классически все любят ар-деко – это очень понятный красивый стиль, в котором можно найти любые предметы – от ювелирных украшений до мебели. Но представьте, что значит купить со сберегательной целью редчайший рояль с цветочным орнаментом, с ножками в виде львиных лап, который надо как-то транспортировать, на который нелегко найти покупателя и который далеко не в каждом доме можно поставить. Совсем другое дело, например, вазы фирмы Галле. Они подойдут к любому интерьеру, как классическому, так и современному.
Время и место покупки также определяет, будет предмет иметь сберегательную функцию или нет. Купить дорого на перегретом рынке перед новым годом, когда спрос увеличен в разы, или купить летом – это две большие разницы. И здесь очень важна функция правильного консультанта, который изучает рынок, отслеживает историю вещи или историю покупок на аналогичные предметы, который знает, какие документы необходимо подписать, чтобы защитить себя от подделок, наконец, который может предложить справедливую профессиональную цену. Комиссия аукционного дома или профессионального посредника 20–30% от стоимости покупки только на первый взгляд кажется драконовской. Нужно понимать, что цена розничного магазина еще выше, поскольку по факту к профессиональной цене и комиссии посредника добавляется еще маржа магазина, как правило, не менее 40%, что снижает эффективность сберегательной функции.
Качество коллекции отражается на ее стоимости. Можно собирать все подряд, а можно сосредоточиться на определенной тематике, тщательно отбирать предметы, отслеживать провенанс, участвовать в выставках. В итоге получается, что стоимость всей коллекции может оказаться существенно выше суммы цен отдельных предметов. Таким образом, инвестиции в искусство – это стабильный долгосрочный вид консервативных инвестиций, который при соблюдении правила «правильная вещь, купленная по правильной цене с правильными документами» реально служит функции сохранения капитала. И это подтверждается историей аукционов на протяжении последних нескольких десятков лет.