И./ Какие географические направления считаете перспективными для развития?
Мы с интересом смотрим на развитие в Казахстане и Туркменистане, а также на традиционные районы нефтедобычи – Ближний Восток и Северную Африку. Сейчас у нас появился перспективный проект в Ираке. В стадии реализации - очень выгодный проект на Каспийском шельфе.
И./ Сейчас с точки зрения конкуренции ситуация осложнилась. За счет чего удается сохранять позиции на рынке?
Действительно конкуренция большая, поэтому главное сегодня – репутация и надежность. В нашем случае репутация уже работает на нас. Среди российских компаний-конкурентов можно назвать «Сибирскую сервисную компанию», компанию ERIELL, «Оренбургскую буровую компанию». Главный наш аналог по размерам – это внутреннее подразделение «Сургутнефтегаза». Есть также «Роснефтьбурение» в составе «Роснефти». Все буровые компании растут, но с точки зрения масштаба и диверсификации бизнеса у нас нет конкурентов.
И./ А из числа зарубежных игроков, представленных на российском рынке?
Самое большое присутствие в России у KCA Deutag - одного из крупнейших международных буровых подрядчиков, но оно все равно несопоставимо с нашим.
И./ Чувствуете ли Вы китайское наступление на нефтесервисный рынок?
Вообще китайский бизнес – очень агрессивный. У них очень сильное присутствие в Средней Азии, в частности в Казахстане, на Ближнем Востоке в Ираке, а также в Северной Африке – чуть ли не половина Африки ими покрыта. В России мы пока этого не видим. Но при этом мы сейчас охотно закупаем китайские станки. Если раньше «сделано в Китае» звучало как клеймо с негативным оттенком, то сейчас их станки хорошо себя зарекомендовали с точки зрения качества, обслуживания и стоимости, потому что и сталь у них дешевле, и рабочая сила. То есть по совокупности факторов они очень конкурентоспособны.
И./ Как Вы думаете, изменится ли что-то для нефтесервисного рынка в связи со вступлением России в ВТО?
Нефтесерсвисный рынок всегда был достаточно открыт. Здесь никогда не создавалось искусственных барьеров. Нефть – это основное богатство страны, и всегда была задача повышать и поддерживать нефтедобычу. Не думаю, что со вступлением страны в ВТО что-то изменится.
И./ Если говорить о роли государства - насколько сильно оно вмешивается в нефтесервисный бизнес?
Мы не чувствуем какого-либо вмешательства. Все нормально и с точки зрения законодательства, и с точки зрения налогообложения. Государство больше присутствует на рынке нефтедобычи.
И./ Может быть, есть проблемы, которые хорошо бы было решить с помощью государства?
Бурение - наименее наукоемкая подотрасль сервисной индустрии, если сравнивать, например, с геофизикой или сервисом нефтескважин. Передовым отрядом развития технологий нефтяников являются не буровые, а сервисные компании, которым необходимо много инвестировать в разработки и инновации. Вот здесь государство могло бы сыграть важную роль с точки зрения льготных режимов налогообложения. Потому что без инновационной составляющей развитие этой сферы бизнеса идет тяжело – практически невозможно конкурировать с западными компаниями, которые занимают уже львиную долю на рынке. В сфере же бурения определенные разработки есть, но особого ноу-хау не существует. В отличие, например, от промысловой геофизики, где у каждой компании есть свои разработки, которые они продают в разы дороже, чем какие бы то ни было материальные активы. В бурении такого нет.
И./ Как Вы относитесь к заявлениям о необходимости создать нефтесервисный холдинг на уровне государства?
Мне не очень понятно, на основе чего он может создаваться. Сама по себе идея странная.
И./ Может быть, это вызвано стремлением государства как-то больше контролировать нефтесервис?
Здесь ситуация такая - либо мы рынок строим, либо мы его контролируем. Я не являюсь сторонником дикого рынка, но роль государства вижу только в том, чтобы создать правила игры и следить за их соблюдением. В нефтесервисной отрасли правила игры определяются заказчиками - какие им нужны услуги и по каким ценам, чтобы они могли эффективно добывать нефть. И я не вижу роли государства в этом процессе. Роль государства может быть только в создании благоприятных условий для инвестиций в научно-технический прогресс для компаний, которые нуждаются в этом, иначе они будут терять свои позиции на рынке.