И./ Когда сегодня смотришь на «Лефкадию», создается ощущение, что ты где-то в европейском винном хозяйстве. Аккуратные посадки, умиротворяющий пейзаж, архитектура в испанском стиле… Расскажите, как это создавалось. Все с нуля или что-то там было раньше?
Когда я первый раз туда приехал, там было ужасное запустение. Представьте себе такую картину: осень, ноябрь, дождь, под ногами скомканная проволока, дороги, естественно, нет, мы пытаемся на джипе куда-то проехать. Тяжелое депрессивное впечатление. Весной же и летом все предстало в других красках. Место само по себе фантастическое. Это самый солнечный регион России, поросшие лесом холмы, красивые виды, практически пейзажи Тосканы. Благодаря расположению между двумя морями – Черным и Азовским, климат очень мягкий. Мы полностью преобразили инфраструктуру – проложили дороги, провели реконструкцию зданий, посадили деревья. Например, главное здание – это бывший ангар, в котором хранилась сельхозтехника. Мы его расчистили и перестроили, и получился такой испанский домик с башней и внутренним двориком. А винодельня расположена в здании бывшего сельпо.
И./ А что означает название «Лефкадия»?
Это практически мистическая история. Нужно было придумать бренд для проекта. За что можно было зацепиться? Две с половиной тысячи лет назад побережье Краснодарского края осваивали греки. Они не придумывали названия для новых территорий, а использовали топонимы из той местности, откуда они приехали. Поэтому на побережье Черного моря так много греческих названий. И вот однажды, когда я летел из Афин, я купил карту и просто смотрел наименования, которые мне нравятся. В итоге выбрал примерно 10 штук, из которых потом остановился на «Лефкадии», как будто грек, приехавший сюда и давший новой местности название своей родной деревни. Мне показалось, есть в этом что-то такое южное, теплое, крымское. И вот, название было дано, и приходит ко мне грек, который действительно живет в этой местности, и говорит: «А Вы знаете, что такое по-гречески «лефкадия»? Я напрягся и уже подумал, что совершил классическую ошибку маркетологов, не проверил перевод. Но оказалось, что «лефкадия» по-гречески – это «белый тополь». А в это время мы как раз думали над образом нашей марки. И я придумал взять маскарон, одна половина лица которого – это лицо прекрасного юноши Диониса, а другая – лицо Фавна. В этом состоит греческая философия употребления вина: если вы пьете немного вина, то поднимаетесь к богам, а если много – то опускаетесь до животного. И тут мне приносят лист белого тополя. А он с одной стороны темно-зеленый, а с другой – светло-серебристый. Так мистически совпало наше название с нашим логотипом и с нашим пониманием культуры употребления вина.
И./ Вы делаете вино в достаточно дорогом сегменте в стране, где основная доля потребления алкоголя приходится на крепкие напитки или сладкое крепленое вино. Что должно обеспечить Вам коммерческий успех?
На самом деле у нас есть две линейки вина. Есть вино премиального уровня, которое выпускается в малых объемах – всего несколько тысяч бутылок в год. Это тот самый случай, когда вы делаете штучные вещи, и они просто не могут стоить дешево. Я уверен, что они найдут своего потребителя – людей, которые готовы платить за действительно высококачественный продукт. В слепых дегустациях наше вино по многим позициям обыгрывало иностранные аналоги, при этом его стоимость все же ниже аналогичных продуктов производства Франции или Италии. Мы не обманываем потребителя с точки зрения соотношения цены и качества. Как и большинство зарубежных производителей, мы делаем также более доступное вино в ценовой категории «до 500 рублей». Хотя нам говорят, что для России это тоже высокая цена. Есть такая провокация на рынке – розовое вино, которое делает потомок русских эмигрантов Саша Лишин. Розовое вино всегда стоило 15–20 евро за бутылку максимум. А он выпустил продукт по цене 45–70 евро бутылка. Ему все говорили, что за такие деньги никто не будет покупать розовое вино. На что он всегда отвечает: «Ок, пробуйте». Мне кажется, это самая правильная маркетинговая стратегия. Считаете, что дорогое? А вы попробуйте. Можете найти то же самое дешевле – пожалуйста. Человек, делающий продукт, должен быть абсолютно уверен, что это действительно того стоит. Если вы уверены, вы продадите. Конечно, Саша Лишин тратит очень много времени на продвижение своего продукта. Он возит его по всему миру, устраивает дегустации, некоторое время он даже жил в Гонконге, чтобы продвинуть вино на китайский рынок. И он добился того, что в ресторане на юге Франции невозможно заказать его розовое вино – оно все время заканчивается, и это при том, что стоит в три раза дороже, чем все остальные вина. Как он это сделал? Взял и сделал.
И./ Вы хотите сделать то же самое в России?
Мы просто хотим убедить наших людей, что в России может быть качественное и даже высококачественное вино, и его нельзя оценивать только по месту происхождения. Конечно, у нас в России есть эта тяга к «послаще» и «покрепче». Я тоже, когда был моложе, выбирал более крепкие напитки. Вкус приходит с возрастом. До середины XIX века вся Европа пила сладкое шампанское. А потом англичане ввели моду на брют. Пусть и с опозданием, но эта мода дошла и до России. Люди начинают больше разбираться, вкус эволюционирует. Наверное, с точки зрения климата не везде в России будет комфортно пить вино. Где-нибудь на севере, где девять месяцев зима, действительно хочется чего-то покрепче. Но не везде такой климат. Наша основная проблема, что у нас вкус испорчен безумным количеством дешевого алкоголя. Значительное количество людей пьют просто виноматериал: искусственно подслащенный, подкрашенный и с ароматизаторами. Это ужасно. У нас до сих пор нет закона о виноградарстве и вине, который бы защищал производителей натурального вина от потока подделок. Сейчас можно купить спирт, развести водой, подкрасить и называть вином.