Ритейл: ожидания 2012–2013
Рост рынка
По итогам 1 полугодия 2012 г. оборот розничной торговли в России вырос на 6,8% по сравнению с тем же периодом 2011 г. до 11,53 трлн руб. В связи с сезонностью и традиционным ростом продаж к концу года, по оценке аналитиков, ожидается рост оборота розничной торговли не менее чем на 8% по итогам года.
Консолидация отрасли
Аналитики ИГ «Велес Капитал» ожидают консолидацию отрасли в тех секторах ритейла, где конкуренция между основными игроками наиболее острая. В некоторых сегментах российского розничного рынка разрыв между лидером и вторым по величине ритейлером составляет 5 и более раз: например, IKEA превосходит вторую по величине розничную сеть на рынке мебели в 8 раз, а ГК «ЦентрОбувь» – второго по величине обувного ритейлера – более чем в 6 раз. В то же время на аптечном рынке, рынках бытовой техники, электроники и мобильных телефонов разрыв между лидирующими компаниями составляет менее 20% (18,3, 3,5 и 9,7% соответственно), причем в сегменте бытовой техники и электроники лидер сменился в 2010 году (сеть «М.Видео» опередила сеть «Эльдорадо»), а на рынке аптек («36,6») и мобильных телефонов («Евросеть») лидеры пока опережают сеть «Ригла» и ГК «Связной» соответственно, хотя догоняющие компании продемонстрировали более высокие темпы роста в 2010 году.
Розничные гиганты, такие как X5 Retail Group и «Магнит», объявили о планах укрепить свои позиции путем приобретения конкурентов. Если в 2011 году происходили сделки по приобретению сетей за счет их банкротства и ухудшения финансового состояния, то в 2012–2013 годах вряд ли сохранится такая тенденция и оценка сетей при их приобретении будет выше.
Рынок IPO/SPO
Несмотря на то что 2011 год оказался не очень удачным для российского ритейла для привлечения капитала с публичного рынка, мы ожидаем несколько IPO в секторе в 2012–2013 годах. Так, размещения в 2011 году были отменены «Евросетью» и «Связным», но тем не менее компании не отказались от идеи разместиться в будущем. Также желание стать публичными высказали сети «ЦентрОбувь» и «Детский мир».
Активность фондов прямых инвестиций
В 2012–2013 годах ожидается распродажа активов фондами прямых инвестиций. Так, Russian Retail Growth Fund продает часть активов. Среди активов, для которых фонд ищет новых владельцев, называют розничную сеть «Холидей классик» (главный претендент на покупку сети – X5 Retail Group) и сеть супермаркетов Spar. Несколько выходов можно будет наблюдать и в розничной торговле одеждой. На данный момент инвестфонды имеют доли как минимум в четырех одежных ритейлерах. Так, в составе акционеров компании Incity находится United Capital Partners, Modis — Sun Investments Partners, «Вещь» — Delta Private Equity, Henderson — Aton Capital Partners.
Продуктовые сети vs. непродуктовые сети
Эксперты прогнозируют значительное развитие непродуктовых ритейлеров. Количество магазинов одежных и обувных сетей в 2011 году увеличилось на 20–25%, по данным GVA Sawyer. Наблюдается тенденция по приобретению бывшими владельцами продуктовых сетей игроков непродуктовой розницы. Так, Август Мейер и Дмитрий Костыгин стали совладельцами одного из крупнейших онлайн-торговцев электроникой – сети «Юлмарт». Фонды Svoboda Corp. и Koshigi Ltd. Мейера и Костыгина вложили около 70 млн долл. в ЗАО «Юлмарт» в 2011 году.
Онлайн vs. офлайн
Рост интернет-торговли опережает темпы роста оф-лайн-ритейла. Здесь можно ожидать приобретение офлайн-игроками интернет-ритейлеров либо развитие он-лайн-торговли в структуре самих сетей. В 2011 году продолжали развивать свои интернет-магазины сети «Эльдорадо», «М.Видео» и интернет-проект Gorbushka.ru. Укрепление интернет-продаж в розничной торговле и экспансия интернет-магазинов в регионы входят в число ведущих тенденций в сфере розничной торговли в России.
Также растущая конкуренция среди интернет-торговцев заставляет конкурентов становиться партнерами. Крупнейший непродовольственный продавец в рунете Ozon.ru договорился доставлять товары в 1600 салонов «Евросети». Стартовавший год назад пилотный проект крупнейшего сотового ритейлера «Евросеть» по доставке товаров интернет-торговца Ozon.ru в салоны связи оказался удачным и получил продолжение: с февраля товары из интернет-магазина будут доставляться в 1600 салонов «Евросети» в 350 городах России, рассказала представитель «Евросети» Ульяна Смольская.
M&A: тенденции и прогнозы
По итогам 2011 года наибольшая активность на российском рынке M&A наблюдалась в трех секторах, связанных с энергетикой и природными ресурсами: в металлургии и горнодобывающей промышленности, нефтегазовом секторе, энергетике и коммунальном хозяйстве. Сумма сделок на мировом рынке слияний и поглощений уменьшилась на 6%, в то время как снижение на российском рынке оказалось еще более значительным – почти 28%.
В число наиболее активных участников российского рынка M&A в 2011 году вошли компании Digital Sky Technologies, Газпром, НЛМК и Банк ВТБ, объявившие о 21 сделке на общую сумму 23,1 млрд долл., что составляет почти третью часть от общей суммы сделок, объявленных в России в рассматриваемом году. Количество объявленных сделок увеличилось на 5%, до 394, хотя в отличие от США и Европы на россий-ском рынке M&A преобладали (85%) небольшие сделки по привлечению стартового капитала (менее 10 млн долл. США) и сделки среднего размера. В 2011 году приобретение иностранными компаниями российских активов составило 20% всех сделок (в 2010 году таких сделок было 18%), а доля сделок по покупке иностранных активов российскими компаниями увеличилась до 10% (по сравнению с 6% в 2010 году) в основном благодаря сделкам в секторе телекоммуникаций и СМИ, а также в секторе металлургии и горнодобывающей промышленности, поскольку более половины всех сделок по приобретению иностранных активов было заключено в этих секторах. Ожидается, что в 2012 году на российском рынке M&A будут преобладать небольшие внутренние сделки. Продолжится консолидация в таких секторах, как розничная торговля и телекоммуникации, а также продажа непрофильных активов крупными промышленными группами в нефтегазовом, металлургическом и горнодобывающем секторах. Вероятно, на рынке M&A вырастет доля транспортного и логистического секторов, где предполагается ряд довольно крупных сделок. В секторе финансовых услуг небольшие банки
могут решиться на слияние для достижения необходимого масштаба в целях выживания.