альтернативные инвестиции

Жажда прекрасного

Как задать правильный вектор для развития собственной коллекции
Генри Мур (1898-1986)
"Полулежащая фигура. Фестиваль"
Бронза, коричневая патина
Длина 244.5 см
Выполнена в 1951 году, отлито пять копий + одна авторская копия
Май 1994: продано за $2.03 million
Февраль 2012: продано за $30.3 million
Рост в цене составил 1 488% за 18 лет

© Christie's Images Ltd. 2011
И
Елена Курбацкая, Christie's Россия
В последнее время вопрос об инвестициях в искусство вызывает широкий интерес среди бизнесменов, желающих найти альтернативный способ вложения своих средств, а также не только сохранить, но и увеличить свой капитал в довольно нестабильное экономическое время. К тому же помимо уверенности в том, что вне зависимости от рыночной ситуации вы всегда найдете покупателя на свои «Кувшинки» Моне или редкую скульптуру Генри Мура, эти приобретения подарят вам ни с чем не сравнимые эмоции. Ни акции, ни облигации, ни какие-либо другие финансовые инструменты не дадут того же ощущения.
Как и в других отраслях для вложений в подобные инструменты инвестору необходимо обладать, по крайней мере, базовыми знаниями и объективным пониманием текущей специфики рынка. Каждый инвестор должен в первую очередь следовать принципам настоящего коллекционера – покупать то, что нравится, разбираться в этой области и определять, сколько он готов потратить на каждую работу. Необходимо освоить основные принципы покупки и продажи произведений искусства, неплохо разбираться в том, из каких параметров складывается цена того или иного шедевра, а также следить за тем, что происходит на арт-рынке, и тогда у вас будет шанс стать обладателем работ, показывающих стабильную прибыль вне зависимости от рыночной ситуации. Но этим нужно заниматься профессионально, выполняя свою «домашнюю работу» каждый день.
Для того, чтобы начать, не нужно обладать миллионами долларов – ведь собирать можно не только живопись и скульптуру, но и фотографии, монеты или марки. Главное – определить, что из этого вам нравится, и задать основной вектор развития своей коллекции. Определить сюжет (пейзажи, портреты, натюрморты или работы в стиле «ню») и период (школа Старых Мастеров, импрессионизм, авангард, послевоенное или современное искусство). Это первые критерии построения правильной коллекции, которая впоследствии может принести существенный доход.
Затем необходимо детально изучить основные аспекты творчества приглянувшегося вам автора и точно знать, какой период в его карьере самый плодотворный, каков основной сюжет его произведений и в чем заключаются особенности их восприятия на рынке. Если работа, которая вам понравилась, отвечает первым критериям, необходимо ответить на другие вопросы: в хорошем ли состоянии она находится, достаточна ли она редкая или это тираж из нескольких сотен копий, какова сила и притягательность этой работы, как бы она смотрелась на стене в вашем доме? Эти критерии являются основными для покупки произведения искусства. Немаловажным является и то, в каких выставках принимал участие сам художник с той или иной работой, награждался ли он какими-либо призами, например, Премией Кандинского или, если это западное искусство, Премией Тернера, и, конечно, имеет значение статистика продаж на аукционах. Помимо этого, колоссальное влияние на рыночную стоимость произведения искусства оказывает его провенанс – своего рода «послужной список», содержащий информацию о предыдущих владельцах работы, ведь если в их число входят заметные исторические фигуры или знаменитости, это существенно повысит статусность произведения, а вместе с ним и его цену. Работа, которая отвечает всем вышеупомянутым характеристикам, наверняка шедевр!
Следует упомянуть еще одну особенность данного вида инвестиций – при условии грамотного подхода по мере разрастания коллекции ее стоимость будет увеличиваться. Как правило, собрания вызывают у покупателей гораздо больше интереса, когда продаются целиком. История арт-рынка знает множество примеров того, как стоимость сформированной коллекции, собиравшейся годами, нередко превышала суммарную ценность отдельных работ, которые в нее входят. Другими словами, цена систематизированной подборки рисунков раннего Пикассо, служащей отражением целого этапа его творчества, вероятнее всего, будет выше совокупной стоимости этих работ, продаваемых по отдельности.
Вне зависимости от рыночной ситуации вы всегда найдете покупателя на свои "Кувшинки" Моне или скульптуру Генри Мура. Но главное - эти приобретения подарят вам ни с чем не сравнимые эмоции
Самыми яркими и запоминающимися примерами того, как стоимость отдельных произведений искусства увеличивается с годами, без сомнения, служат аукционные продажи, ведь именно здесь все наиболее выгодные грани (редкость, качество, провенанс) начинают играть новыми красками в свете неповторимой атмосферы, в которой преобладают страсть и азарт. Одними из самых недавних примеров этого могут служить произведения выдающихся русских художников начала ХХ века. Так, например, проданная на аукционе Christie's в 2007 году за £580,500 превосходная работа кисти Константина Сомова под названием «Боксер» ровно четыре года спустя ушла с молотка уже за £713,250. Немного больше времени понадобилось «Натюрморту» Михаила Ларионова для того, чтобы его стоимость на русских торгах Christie's возросла с $6,600 до £121,250 (в первый раз он выставлялся в Нью-Йорке в 1992 году, а во второй раз – уже в Лондоне в 2011 году). Рост в 1400% показала картина Николая Рериха, проданная в 1998 году с аукциона Christie's за £4,830, а 10 лет спустя ушедшая с молотка за £73,250.
Заниматься поисками таких «сокровищ» можно и сегодня, если хорошо следить за развитием рынка современного искусства и быть на короткой ноге с художниками, организаторами выставок, музейными и галерейными кураторами. К тому же это позволит оказаться в числе тех, кому работу того или иного художника предложат купить в первую очередь. История знает большое число примеров такой успешной дружбы - известный голливудский актер Деннис Хоппер или американский писатель и сценарист Майкл Крайтон. Каждый был сконцентрирован на искусстве своих современников, на том искусстве, чей язык они прекрасно понимали и который их вдохновлял. В 1963 году, когда Деннис Хоппер всего за 74 доллара купил литографию с банкой супа Campbell's у Энди Уорхола, тот еще не был известным всему миру художником. И сегодня современные коллекционеры – такие как галерист Чарльз Саатчи, например, - всегда и везде, будь то выставка Frieze или семинар для студентов, ищут новые имена, новые тенденции и новые возможности купить художественные произведения за сравнительно небольшие деньги.
Пример иного коллекционирования – Ив Сен-Лоран. В течение 50 лет великий кутюрье покупал только лучшее в каждой категории искусства. Это эклектичный подход, связанный с умением сочетать произведения различных периодов, культур и эпох для достижения нового диалога между предметами, например между великолепным полотном начала XX века и артефактами африканского племенного искусства. Проданная в 2009 году за полмиллиона долларов его коллекция произведений искусства по сей день остается самой дорогой частной коллекцией.
Если вы все-таки решили разнообразить свой инвестиционный портфель парой-тройкой произведений искусства, помните, что первая покупка должна быть совершена интуитивно – она должна вам понравиться, а не быть результатом жажды выгоды, ведь искусство – это в первую очередь страсть.
Клод Моне (1840-1926)
"Железнодорожный мост в Аржантее"
Холст, масло
60 см x 98.4 см
Написано в 1873 г.
Июнь 1963: продано за £77,000
Апрель 1979: продано за £420,000
Ноябрь 1988: продано за £6.8 million
Май 2008: продано за $41.5 million
Рост в цене составил примерно 39 000 % за 45 лет

© Christie's Images Ltd. 2011
11 сентября 2012