И./ А у Вас есть любимая ручка?
Не могу однозначно сказать. Мне нравятся разные ручки, под настроение, в каждой серии. Мне очень нравятся ручки, посвященные мексиканским художникам, общественным деятелям и, наконец, мужу и жене - Диего Ривера и Фриде Кало. Они очень красивые и выглядят характерно для той художественной линии, которую каждый из них проводил. Я видел работы Риверы и Кало в Мексике. Ручки разные, но, тем не менее, похожи друг на друга. Я считаю, что выпуск этих ручек является своего рода культурологическим событием не только в мире пишущих инструментов. Бывает и так, что даже если человек не знает, кому ручка посвящена, только взглянув на нее, может четко отгадать. Например, ручки посвященные Гауди или Чаплину. Вы с закрытыми глазами можете сразу понять, что это "Чаплин". Это заставляет восторгаться их художниками, дизайнерами, которые смогли так проникнуть в сущность творчества человека. В этом году появится несколько ручек, которые, думаю, можно будет так же легко узнать – они будут посвящены Пабло Пикассо и Альберту Эйнштейну.
Четыре года назад я был в штаб-квартире Montblanc в Гамбурге, и меня спросили, какую идею для ручки я мог бы предложить. Я сказал, что многое поместилось бы в ручку, посвященную Гауди, если исходить из знания его творчества. Мне тогда ответили: «О-о-о, Вы попали в точку». Через два года вышла ручка "Гауди". Я чувствую, что 5% моего мнения в ее выпуске было учтено. Сейчас я настоятельно, с усилиями, может быть, требующими большей направленности, призываю к тому, чтобы они выпустили ручку, посвященную Пушкину. В прошлом году выпустили сет ручек в честь Карло Коллоди, автора Пиноккио, скоро будет "Дефо", но Пушкин – наше все, мировая веха, а ему до сих пор не посвятили ручку. Но знаете, как они это объясняют? Что серию писателей он перерос, а в крайне лимитированную серию он не войдет, поскольку она посвящена художникам. Что ж, они сами себя загнали в угол.
И./ Какой же ручки Вам не хватает?
Пушкина, пожалуй, не хватает. Вообще, есть такая интересная сторона коллекционирования: думать о том, что будет выпущено, и даже становиться в какой-то степени катализатором такого выпуска: и спорить, и угадывать.
И./ А с кем спорите?
С руководством и представителями худсовета из Montblanc. Но они хранят молчание, достойное партизан на допросе.
И./ А с другими коллекционерами знакомы?
Знаком, общаемся, у разных людей разная направленность: кто-то собирает не только Montblanc, кто-то должен одну ручку в месяц купить, иначе он чувствует себя не в своей тарелке. У меня такого нет, я могу и полгода не покупать – знаю, что выйдет, в каких сериях, и это успокаивает.
И./ В Гамбурге удалось побывать на производстве ручек? Поделитесь впечатлениями.
Там были коллекционеры со всего мира, очень много представителей Юго-Восточной Азии – это огромный рынок для товаров luxury. Нас провели по цехам. В перьевом цехе делают перья для всех видов ручек, и работают там в основном представительницы Восточной Европы. Осмотрели цех, где в ручки вставляют драгоценные камни. Также нас подвели к неказистому аппаратику, оказавшемуся уничтожителем форм лимитированных изданий.
Мне очень понравилось, что во всех цехах, в штаб-квартире на стенах висят полотна молодых художников. Прибыль прибылью, а меценатская помощь молодым талантам - это очень важно. Я знаю, что Montblanc проводит фестиваль молодых талантов в Зальцбурге, спонсирует «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, поддерживает развитие культуры во многих странах мира. Это мне очень импонирует: хочется верить, что часть маржи с приобретаемых мною ручек из лимитированных коллекций идет на поощрение молодых талантов.
И./ Каковы Ваши планы по коллекционированию?
Если я когда-нибудь найду ручку "Ингрид Бергман", изготовленную в трех экземплярах, – это будет хорошо. То, что я "Грейс Келли" не найду, это понятно – все ручки в Монако, надо поехать к принцу Альберту и с ним поговорить. Или обыграть в бадминтон или бильярд.
Еще из серии киноактрис добавил бы "Грету Гарбо", "Марлен Дитрих". Впрочем, писатели, художники – это, конечно, люди, известные более широко. Спросите у прохожего в Москве, кто такая Ингрид Бергман – не каждый скажет. Это все преходящее. Поэтому мне больше нравятся личности, оставившие след в искусстве, культуре, заслужившие бессмертие.
И./ Не обращались ли к Вам с просьбами дать ручки для съемок фильма или с другими подобными предложениями?
Нет, о такой коллекции нельзя кричать на каждом углу. Конечно, эти предметы требуют взглядов. Я даже календарь выпустил с отдельными экземплярами из своей коллекции. У меня есть небольшое хобби – после интересных поездок отбирать лучшие фотографии и делать календари тиражом 100-150 экземпляров, которые я дарю знакомым, коллегам по работе. Первый был посвящен сафари в Южной Африке, затем были Северная Европа, Исландия, Норвегия. В один год не было интересных поездок, и я решил сделать календарь, состоящий из ручек серии «Писатели».
И./ Думаете ли открыть музей, участвовать в выставках?
Даже крупные металлические предметы при частых перемещениях ломаются, а такие хрупкие не должны часто переезжать с места на место. Им необходимо найти свою площадку. Я думаю об этом. Я советовался с коллегами и пришел к выводу, что отдельно стоящий музей ручки – это не логично и не окупаемо. А вот разместиться на площадке какого-то художественного заведения - как, например, в галерее Зураба Церетели в этом году, – одна из идеальных моделей. Сейчас я веду поиски подходящей культурологической площадки.
И./ Сколько раз уже выставлялась Ваша коллекция?
Три раза. Первая выставка была несколько лет назад в рамках моего юбилея. Несколько недель коллекция пробыла в бутике Montblanc в Столешниковом переулке. Оттуда ко мне пришло видение экспозиции, ракурса подачи ручек. Вторая выставка прошла в 2011 году в Третьяковской галерее во время вручения премии Montblanc «Меценат года» Валерию Гергиеву. И уже в этом году – в галерее Церетели. Каждый шаг добавлял понимания того, что необходимо сделать, как должна выглядеть выставка. И сейчас я вижу детали, которые можно было бы подкорректировать. Например, освещение я бы в будущем поменял. Оно должно походить, например, на освещение некоторых музеев Кремля с концентрацией светового пятна на витрине и информационном плакате, а остальное в полумраке. И стены покрасить в более темный цвет.
И./ А вы часто пользуетесь ручками из своей коллекции?
Нет, чернила не заливаю. Есть ручки, как я называю, с «идеальной развесовкой», когда весовые и геометрические показатели предмета таковы, что он сам просится в руку. И когда ручку берешь, перо само притягивается к бумаге. Такова ручка "Сервантес". А есть ручки в этом плане проходные: либо тяжелые, либо легкие, не просятся на бумагу.
И./ Может быть, задам Вам сейчас вопрос в сторону: бывали ли Вы на горе Монблан?
Нет, не бывал. Я не большой любить экстремальных видов спорта, но ни от чего не отказываюсь, и если увижу, что смогу, я сделаю это.
И./ Как семья относится к Вашему увлечению?
Нормально. Если бы относились отрицательно, наверное, и коллекции не было бы. Иногда интересуются, что нового, какие-то ручки больше нравятся, какие-то меньше.
И./ Дети не вдохновились на создание своих коллекций?
Сын нет, а дочь понемногу двигается в этом направлении. Пока все покупки носят спонтанный характер: понравилось что-то на блошином рынке – купила. У этой коллекции еще нет формы, нет логики, она будет полнее и ценнее, если не разбрасываться, а установить границы и действовать в рамках системного подхода.