И./ Как компаниям правильно выбрать способ привлечения капитала? Что выбрать и есть ли выбор?
У компаний есть три стандартных пути. Первый — это проведение private placement. Частное размещение подразумевает в первую очередь привлечение капитала через фонды прямых инвестиций, ориентированные на более рискованные вложения. Фактически частное размещение — это предварительный шаг перед IPO. Компания, выбирая способ привлечения капитала вместе со своим финансовым консультантом — инвестиционным банком, прежде всего должна смотреть на то, вырастет ли она на горизонте двух-трех лет после привлечения частного капитала, чтобы по истечении этого периода с улучшенными показателями выйти на публичный рынок. Private placement — это основная альтернатива IPO для компаний средней капитализации на пути к публичности, так как, привлекая частный капитал, компания получает возможность развиваться с тем, чтобы в будущем продать часть своих акций стратегическому инвестору в данной отрасли. И под эту идею фонды прямых инвестиций готовы выделять денежные средства. Фонды прямых инвестиций — это всегда некое уравнение с параметрами: параметр появляется, позволяя нарастить мощность, а потом исчезает, влияя при этом на конечный результат. Ни один фонд прямых инвестиций не хочет остаться в компании навсегда. Его задача — продать добавленную стоимость, образовавшуюся в период владения компанией. Другое дело — стратегические инвесторы, которые оперируют в определенной отрасли и строят холдинги в своих направлениях, расширяясь согласно выбранной стратегии в рамках этой отрасли. У стратегов отличная ситуация: они видят все рынки, они на них оперируют. Их задача — органический рост, рост за счет слияний и поглощений. Они, конечно, тоже владеют компанией не на веки вечные, но горизонты у них другие, и у них нет задачи заработать на перепродаже активов. Этот путь — привлечение стратегического инвестора или нескольких отечественных или зарубежных стратегов — возможен в том случае, если компании удается достичь хороших результатов благодаря дополнительному финансированию. Наконец, третий путь — публичное размещение акций, когда компания действительно показывает хороший рост и предпринимает целый ряд направленных действий по созданию ликвидности акций. С помощью инвестиционных консультантов акционеры компании могут выбрать правильный вариант развития событий: либо привлекать фонд прямых инвестиций, либо сразу пытаться расти и работать с будущим стратегом, либо становиться публичными, чтобы потом перейти к стратегу. Вариантов развития событий много. Каждая компания индивидуальна, и у каждой свой путь.
И./ Если компания решилась на IPO, с чего начать и каковы основные шаги?
Выход на IPO — это очень сложный процесс. Если до кризиса аппетит к риску был чрезмерен, и инвесторы закрывали глаза на многие рискованные ситуации, то сейчас требования к компаниям, которые собираются привлечь деньги через публичное размещение, ужесточаются. Компании нужно подтвердить историю успеха, подготовить трек-рекорд, провести due diligence. Если компания задумывается о том, чтобы в 2011 году выйти на IPO, надо немедленно начинать готовиться в корпоративном плане, приводить в порядок документы, отстраивать внутренние корпоративные процедуры, обязательно готовить отчетность по МСФО — за три года как минимум. Требования к листингу очень жесткие. Необходимо выработать совместно с инвестиционным банком четкий план действий, продумать PR- и IR-кампании, процедуру представления компании инвестиционному сообществу. Это очень сложная и многогранная работа.
И./ Может ли компания обойтись без внешних консультантов?
Конечно, в первую очередь необходима специальная проектная команда внутри компании, но без привлечения сторонних консультантов — инвестиционных банкиров, юридических консультантов, аудиторов, которые будут готовить компанию к этому событию, не обойтись. И чем раньше компания привлечет консультантов к процессу подготовки, тем лучше и тем обоснованнее надежды на успешное проведение IPO.
И./ Каким образом компании, нуждающиеся в привлечении финансирования, выбирают инвестиционного консультанта?
Прежде всего, очень важны репутация и стабильная работа инвестиционного банка на рынке, профессиональный менеджерский состав и рекомендации бывших клиентов. Бывает, что нас находят случайным образом — через Интернет, благодаря уже реализованным проектам, но все-таки чаще клиенты приходят по рекомендации знакомых. Огромное значение имеют опыт и репутация. Это очень закрытый рынок. Мы занимаемся самыми интимными вещами в бизнесе — вопросами собственности и капитала. Представьте, компании больше 10 лет, у нее один владелец, который ее взращивал, лелеял, а теперь надо посвятить кого-то в историю ее становления, взаимодействия с контрагентами, в удачи и неудачи, открыть слабые места и болевые точки. Это действительно очень интимная сфера. Капитализму в России всего 20 лет. Люди, которые стояли у основания бизнеса, вкладывали в его рост все свои силы, умение, душу, всем занимались сами, все через себя пропускали, и нанять консультанта — это как принять в семью чужого человека. Зачастую бизнес вообще очень закрыт. По сути, в России нет открытых компаний, и довериться кому-то — это очень серьезный шаг. Довериться можно только людям или компаниям, которые заслуживают доверия. Поэтому очень сложно войти в этот бизнес, но если поэтапно наращивать имя и репутацию, то затем они работают на вас.
И./ Случается ли вам отказывать клиентам, приходящим с рынка?
Бывает, что предприятия обращаются к нам с предложениями, с которыми мы обстоятельно разбираемся, но в итоге проект не стартует, так как либо компания оказывается неготовой, либо рыночные условия — неподходящими. У инвестиционных банков вообще очень много рабочего времени уходит на «перелопачивание» возможностей. В лучшем случае выстреливает одна тема из 5–10. Но внимательное отношение к клиентам в итоге приводит к тому, что по прошествии какого-то времени владельцы бизнеса возвращаются к нам уже с настоящей работой. В целом же у нас 60–70 % работы заключается в том, чтобы эту работу получить.