И./ Как решаете вопрос с дефицитом хороших кадров?
Команда - очень важный вопрос. С развитием Интернета почта и телеграф потеряли свое значение, а вот слова классика о значимости кадров актуальны как никогда. В России это была и есть проблема №1. Я горжусь теми людьми, которых удалось привлечь. Многие из них приехали в Сыктывкар специально. Удалось собрать под единую задачу очень интересных, толковых и грамотных людей. Это огромное достижение. Есть люди, есть команда – есть дело. Мы даже не представляем, как мы далеки от европейских стран по возможностям, которые у них есть, а у нас нет. Я не знаю, когда эта проблема будет преодолена, и будет ли в ближайшие годы уделяться этому достаточное внимание на уровне государства. Тот, кто не связан с производством, даже не представляет, как это сложно.
И./ Вы несколько раз привлекали финансирование. Каков на сегодняшний день уровень долговой нагрузки предприятия?
Уровень приемлемый и, благодаря растущему рынку и хорошей доходности, проект является успешным. За пять лет работы объем финансирования в развитие предприятия превысил 1 млрд рублей, при этом основная его часть была направлена на приобретение основных средств, а также инженерные, строительные и монтажные работы. Для того чтобы компания развивалась и развивалась динамично, мы планируем уменьшить размер долга и привести соотношение на более стандартный уровень, чтобы иметь возможность дальше привлекать средства в развитие компании. Для этого есть все условия как на рынке, так и на самой площадке, где расположено предприятие. Мы заимствовали кредиты у Сбербанка, сейчас в целях диверсификации кредитного портфеля сотрудничаем с другими крупными банками. Исторически так сложилось, что мы работаем только с крупными банками, работа с ними более четкая, прозрачная, и в конечном итоге более надежная и дешевая. В начале этого года было запланировано публичное размещение акций компании и разработан план действий. И сейчас ведется стандартная подготовка – аудит, переход на МСФО, достижение необходимой прозрачности. Возле каждого пункта в плане ставим галочку - без этого невозможно двигаться вперед.
И./ И каковы же стратегические цели компании?
Стратегический ориентир – увеличение доли на российском рынке тиссью. Мы планируем достичь этого через расширение и оптимизацию производственных мощностей, совершенствование технологии производства и сокращение издержек. Создавая предприятие фактически заново, мы не рассчитывали и не рассчитываем впредь полагаться только на фактор высокопотенциального рынка. Большое преимущество нам дает использование современного и гибкого оборудования, позволяющего диверсифицировать производство в рамках действующего бизнеса. Кроме того, мы поддерживаем разумный баланс между выпуском товарных полуфабрикатов и готовых изделий. Это позволяет контролировать устойчивое положение компании на рынке в зависимости от изменения конъюнктуры.
И./ Как влияют на бизнес макроэкономические потрясения? Были ли в кризис перебои с сырьем?
Сырье для нашего производства стандартное, биржевой продукт. Не бывает ситуации на рынке, при которой его невозможно купить. Это всегда лишь вопрос цены - также как нефть или уголь. Недавно произошло повышение цен, теперь рынок ожидает падения. Причем эксперты сходятся во мнении, что оно будет достаточно существенным. Анализ ситуации 2008-2009 годов показал, что, несмотря на кризисные явления в экономике, картина спроса на бумажные санитарно-гигиенические изделия кардинально не изменилась ввиду доступности продукта для практически любого покупателя и отсутствия адекватных товаров-заменителей.