dura lex

Один новый, один старый:
инсайд и манипулирование

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и сделаны поправки в Административный и Уголовный кодексы, устанавливающие ответственность за использование инсайда и манипулирование. О последних технологиях в борьбе с этими явлениями - в материале журнала "Инвестиции. Профессиональный взгляд".
И
Александр Иванов
На основании общего определения инсайдерской информации, установленного в законе, ФСФР России утверждены перечни конкретной инсайдерской информации для разных участников финансового рынка. Установлено три запрета на использование инсайдерской информации: совершение сделок с использованием инсайдерской информацией, передача ее другим лицам и выдача рекомендации или побуждение третьих лиц совершить какие-либо действия с финансовыми инструментами, в отношении которых есть инсайд. Кроме того, физические лица, отнесенные законом к инсайдерам, должны уведомлять ФСФР России о своих сделках с финансовыми инструментами, в отношении которых у них есть инсайд. За нарушение данного требования установлен штраф до 30 тыс. рублей. Также определен перечень действий, отнесенных к манипулированию, и установлен запрет на их осуществление:

- умышленное распространение через средства массовой информации заведомо ложных сведений;
- совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению;
- совершение кросс-сделок, когда покупатель и продавец являются одним и тем же лицом;
- выставление одним лицом заявок на покупку и продажу, когда цена на покупку выше цены на продажу;
- «сдвиг рынка»: неоднократное совершение сделок по максимальным или минимальным ценам;
- «рисование» цены;
- неоднократное неисполнение обязательств по заключенным сделкам.

Существенное отклонение

В результате вышеуказанных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром должны были отклониться от уровня или поддерживаться на уровне, существенно отличающемся от того, который сформировался бы без таких операций. Это является существенным отклонением - новым понятием, установленным в законодательстве.

В настоящее время ФСФР России разрабатывает рекомендации по установлению критериев существенности. Предполагается, что все инструменты будут разбиты на две или три группы по ликвидности и для каждой группы будут определены свои значения существенного отклонения. Их предполагается считать на основе статистических данных, как волатильность искомого показателя, например, цены, с поправкой на коэффициент бета, который учитывает общее движение рынка, и два других коэффициента, один из которых устанавливается биржей, а второй - ФСФР России. При этом оба коэффициента не раскрываются.

Биржа на основании данных торгов текущего дня и некоторого прошедшего периода считает по каждой акции волатильность по формуле, установленной приказом ФСФР России. Если рассчитанное значение превышает пороговый показатель (квалифицируется как существенное), то биржа тут же сигнализирует об этом ФСФР России и та в свою очередь проводит проверку. Если в ходе проверки обнаруживается факт совершения действий, отнесенные законом к манипулированию рынком, то ФСФР России признает факт манипулирования.

То, что участники рынка не знают точной формулы, по которой биржа рассчитывает показатели существенного отклонения, – палка о двух концах. Если бы формула была известна, брокеры сами могли бы рассчитывать отклонение и торговать под самый порог, не переходя его. С другой стороны, это можно сравнить с ситуацией, когда скоростной режим движения устанавливается не дорожным знаком, а динамическим показателем, зависящим от освещенности, силы ветра, количества машин на дороге и случайным числом от 1 до 100, утверждаемым каждое утро на основании экспертной оценки местного гаишника, и число это держится в секрете.
Досье
Инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, но распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень.
Кто виноват

Раньше в Законе «О рынке ценных бумаг» в статье про манипулирование в качестве действующего лица был указан брокер и в случаях, когда манипулировал клиент, все равно виновным, как правило, признавали брокера. Теперь в законе прописано, что брокер несет ответственность только за собственные дилерские операции, а за клиентские операции отвечает сам клиент. Стоит отметить, что если дилерские операции будут признаны манипулированием или инсайдерской торговлей, то ответственность за эти действия может быть возложена на сотрудников брокера, которые осуществляли данные операции. Естественно, при этом брокер должен принять все зависящие от него меры для недопущения манипулирования рынком и использования инсайдерской информации (разработать соответствующие внутренние процедуры, назначить ответственного за противодействие инсайду и т.п.).

На практике

В российской и западной практике алгоритмы доказательства фактов использования инсайдерской информации и манипулирования различаются. В США Комиссия по ценным бумагам проводит расследование, привлекая при необходимости иные уполномоченные органы, в том числе силовые. После сбора всех необходимых доказательств дело передается в суд и там принимается решение о признании или непризнании факта манипулирования или использования инсайдерской информации.

В России предполагается сделать иначе: расследование будет проводить ФСФР России в рамках административной процедуры. По итогам расследования руководитель или заместитель руководителя ФСФР России принимает решение о признании факта манипулирования или использования инсайдерской информации. После этого дело может быть передано в суд для принятия решения о применении уголовного наказания. Если же лицо, в отношении которого был признан факт манипулирования или инсайда, с решением не согласно, оно в свою очередь обращается в суд для доказательства своей невиновности.

У профессионального сообщества опасение вызывает компетентность судей в вопросах финансового рынка. Зачастую приходится слышать не самые лестные отзывы о степени понимания судьями даже простого - вопросов маржинальной торговли или взаимоотношений брокера и клиента.

Проводя сравнение с иностранной практикой, следует отметить, что мы первые, кто для описания понятия «манипулирование» использовал количественный подход (принцип «существенного отклонения»). В западных странах используется подход, основанный на принципах (principle-based regulation): манипулирование описывается в общих терминах без указания конкретных схем. Например, используются понятия fraud (мошенничество) или market abuse (буквально «оскорбление рынка»). На таких же принципах построена борьба с легализацией доходов: банки обязаны мониторить подозрительные операции и сообщать о них, но определения понятия «подозрительная операция» не дано, есть лишь некоторые принципы подозрительности. В России, как и в случае с законодательством о противодействии легализации, пошли путем установления четких критериев.

Мониторинг торгов

Система мониторинга биржевых торгов, установленная в ФСФР России, широко обсуждалась в прессе, и в частности, тот факт, что за пару месяцев она сгенерировала несколько десятков тысяч алертов - сообщений о подозрительных сделках. Система разработана компанией NYSE Actimize и настроена на анализ и выявление подозрительных сделок, причем пользователями данной системы могут быть как регуляторы, анализирующие биржевые итоги, так и участники рынка, анализирующие клиентские и собственные операции.

То, что российский регулятор идет в ногу со временем и использует последние технологии в борьбе с инсайдом и манипулированием, не может не радовать добросовестного участника рынка, но пока остаются вопросы: насколько данная система заточена под российские биржи и как учитывает установленные критерии манипулирования и разрабатываемые критерии существенного отклонения? Как гласит древняя китайская поговорка, путь в тысячу ли начинается с одного шага. Первый, самый важный, шаг законодателями сделан - закон принят. Теперь предстоит пройти оставшийся путь.
В описании положений законодательства автором использовались упрощенные или измененные формулировки. Необходимо сверяться с точными формулировками, использованными в нормативных актах.
12 августа 2011