коллекция

Новейшая история полтуравековой коллекции

Коллекция стекла Галины Николаевны Ойстрах.
Формировалась в течение 30 лет и на сегодня насчитывает более 200 предметов, многие из которых уникальны. В собрание входят изделия Императорского стеклянного завода, составляющие наиболее содержательную часть коллекции, творения частных стекольных заводов России, стеклянные пасхальные яйца. Собрание позволяет проследить историю российского художественного стеклоделия рубежа XVIII–XIX веков и начала ХХ века.
Цифровизация и краудфандинг входят в обиход Государственного исторического музея (ГИМ), который готовится отметить свое 150-летие. Сделать многомиллионные по числу предметов фонды музея доступными для широкого круга лиц, расширить экспозицию за счет строительства новых площадей хранения — об этих и других планах развития крупнейшей в России исторической коллекции рассказывает директор ГИМ, кандидат исторических наук Алексей Левыкин.
И
Татьяна Панасюк
фото: Елена Ростунова
И./ Алексей Константинович, Государственный исторический музей обладает огромными фондами. Если верить Википедии, это 5 млн единиц хранения, при этом постоянная экспозиция вмещает лишь 0,5% от общей коллекции.

Коллекция очень разнообразная, ведь Исторический музей — музей универсальный. Большую
часть представляют археологические памятники, потому что мы рассказываем о развитии цивилизации на территории нашей страны начиная с древнего палеолита, или, другими словами, с эпохи каменного века. В собрании музея — произведения ювелирного искусства, оружие, коллекции живописи, тканей, нумизматики, стекла и фарфора, старопечатные книги и рукописи.

И./ Как формировалась эта коллекция?

Благодаря участию меценатов и дарителей музей стремительно пополнял свое собрание — Щукин, Бахрушин, Забелин, Катуар де Бионкур, Уваров, Щербатов и многие другие жертвовали свои собрания ради общего дела, не имевшего ничего общего с личной выгодой. Дарителями выступали и целые учреждения — Московская, Петербургская, Киевская и Казанская духовные академии, архивы, библиотеки, православные братства, монастыри, церкви, Государственная Дума, министерства, книгоиздательства, комитеты различных выставок, научные общества, военные штабы. Этот сухой перечень ярко характеризует тот авторитет, который Исторический музей приобрел в российском обществе уже в первые десятилетия своего существования. И сегодня мы продолжаем эти традиции — коллекция музея ежегодно растет.

И./ Кто вносит вклад в пополнение этого исторического собрания?

Существует несколько источников формирования коллекции музея — это и работа специалистов музея по выявлению в частных коллекциях и на антикварном рынке тех предметов, которые могли бы пополнить собрание Исторического музея. Ежегодно наш отдел археологии пополняется находками в ходе археологических экспедиций. Сейчас археологические раскопки ведутся на юге России — в Ростовской области, на Северном Кавказе, всего работает порядка девяти экспедиций. Одна из них занимается раскопками в легендарном месте для истории российского государства — в поселении Гнездово под Смоленском. Это поселение самым тесным образом связано с историей Древней Руси и формированием Древнерусского государства. В прошлом году наш музей получил оттуда совершенно уникальный памятник. В ходе раскопок курганного захоронения было обнаружено захоронение викинга и меч той эпохи. Сейчас проходят его исследования и реставрационные работы, и затем этот памятник попадет на экспозицию. Еще один значимый памятник был спасен от разрушения на Северном Кавказе — уникальный дольмен, мегалитическое каменное сооружение на реке Колихо в Адыгее. Его спасли из-под завалов. Он разрушался из-за ливней, оползней и воздействия реки. Спасать пришлось сооружение весом около 5 тонн. Сейчас этот памятник находится у нас в экспозиции в зале, посвященном бронзовому веку. Уверяю вас, не всякий музей обладает таким памятником не только в своем собрании, но и на своей экспозиции. И конечно же, вклад в пополнение коллекции — это передача предметов в дар музею.
Алексей Константинович Левыкин

Кандидат исторических наук, специалист в области русского и зарубежного антикварного оружия, директор Государственного исторического музея, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, член Комитета по культуре Совета Федерации РФ.
Родился 7 сентября 1959 года в Москве. Окончил исторический факультет МГУ. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и Премией Правительства Российской Федерации в области культуры.

И./ Есть ли предметы, на которые упал ваш взгляд, но пока не можете их приобрести?

Конечно есть. Эти предметы могут находиться в частных коллекциях в России или за рубежом, на антикварном рынке и аукционах. Зачастую наши желания не совпадают с нашими финансовыми возможностями. Но если долгожданное приобретение случается, то для музея это настоящее событие.

И./ Какими предметами по-настоящему гордитесь из тех, что пополнили коллекцию за время вашего руководства музеем?

Три года назад Министерство культуры РФ приобрело для Исторического музея изумительную коллекцию предметов стекла из собрания Галины Ойстрах. Эту коллекцию — более 200 предметов, Галина Николаевна собирала в течение 30 лет. Удивительное единство идеи, строгость отбора предметов позволили создать коллекцию, состоящую из прекрасных по качеству, а зачастую уникальных экземпляров. Это самое крупное пополнение коллекции музея за последние годы. В конце прошлого года мы получили в дар от фонда «Возрождение традиций» Сергея Ролдугина несколько очень ценных для нашей коллекции предметов. Все они нашли свое место в экспозиции, в том числе и изумительная ширма, выполненная известным русским художником, книжным иллюстратором и театральным оформителем Иваном Яковлевичем Билибиным.
Предметы поступают в различные коллекции музея. Например, среди наиболее ярких экземпляров, которые хранятся в оружейном фонде, можно назвать предметы из коллекции Бетанкура (Августин де Бетанкур — российский государственный деятель испанского происхождения, ученый, инженер, генерал-лейтенант русской службы. — Прим. ред.), которая поступила в музей в период его создания. Это потрясающие памятники западноевропейского оружейного искусства. Сейчас традиция дарения продолжается. Причем порой дары достаточно серьезные — стоимость этих предметов на антикварном рынке очень высока. Не так давно в музей был передан целый ряд предметов холодного оружия из коллекции Алексея Гнедовского (совладелец и генеральный директор инвестиционной компании «Велес Капитал». — Прим. ред.), и мы очень благодарны ему за этот дар.

И./ Бывает ли, что кто-то «с улицы» приходит и приносит предметы?


Да, очень часто нам поступают такие предложения. Включение предмета в музейную коллекцию — это целый процесс, который связан с научным исследованием памятника, с его экспертизой на подлинность. Помимо этого мы должны оценить, достоин ли предмет войти в состав коллекции такого музея, как ГИМ. И если все совпадает, то тогда решением экспертной комиссии предмет переводится в фонды. Некоторые предлагают выкупить предметы, но тогда мы исходим и из наших финансовых возможностей, решая вопрос о приобретении.

И./ Можно ли оценить вклад частных коллекционеров в музейную коллекцию?

Исторический музей, как и многие другие музеи, создавался усилиями меценатов. Коллекционеры и собиратели сыграли выдающуюся роль в формировании коллекции. Эти имена у каждого на слуху — Щукин, Забелин, Бахрушин, Уваров и многие другие. Кстати, первые предметы были переданы в музей именно графом Уваровым, который стоял у истоков создания коллекции ГИМ и принимал в этом деле самое активное участие. Деятельное участие в создании музея и формировании фондов принимали и члены императорской фамилии, передавая в дар музею отдельные предметы и целые коллекции.
И./ После решения о создании музея в 1872 г. он еще долго готовился к открытию, здание специально под эти цели строили, верно?

Да, здание на Красной площади было построено специально для Исторического музея. А инициаторами создания музея национальной истории России стали устроители знаменитой Политехнической выставки 1872 г. Создатели ее Севастопольского раздела — полковник Н.
И. Чепелевский, археолог А. С. Уваров, обратились через цесаревича к императору Александру II с идеей создания особого музея, который рассказывал бы об истории государства и народа. И эта инициатива была высочайше одобрена. А первым попечителем музея стал наследник — цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III.

И./ Как состоялось ваше первое знакомство с Историческим музеем?


Для меня как человека, родившегося и выросшего в Москве, первое посещение Исторического
музея произошло в ходе школьной экскурсии. Вообще любой образовательный процесс самым
тесным образом связан с музеем. Полноценного образования без посещения музеев получить нельзя. А уж если кто-то увлекается историей и хочет познать историю нашего государства, то сделать это без Исторического музея практически невозможно, хочу это подчеркнуть.

И./ Вы — коллекционер?

Я считаю, что человек, работающий в музее, не имеет права заниматься частным коллекционированием, потому что это создает некое противоречие между личными и музейными интересами. С другой стороны, в рамках внутримузейной работы я всегда был хранителем оружия — руководил отделом оружия, работал в Оружейной палате. И, конечно, научный интерес к истории российского и зарубежного оружия у меня сохранился. Но на должности директора музея на занятия наукой зачастую просто не хватает времени.
Ширма, созданная художником Иваном Билибиным в 1930 г. в Париже.
В основу ее декоративного решения положен сюжет «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
А. С. Пушкина. Иллюстрирование сказок было основным направлением творчества художника, особенно в парижский период 1930-х гг. Так, например, в это время Билибин
занимался оформлением ряда спектаклей в русском стиле для театра на Елисейских полях,
интерьеров частных домов и советского посольства в Париже.
И./ Была ли история, которую вы хотели распутать и распутали?

Конечно! Она касается уникального собрания, которое хранится в Музеях Московского Кремля.
Мне посчастливилось найти очень важные документы — свидетельства создания оружейной
коллекции, которая начала формироваться в XVII веке, в период начала правления Петра I, и собиралась на протяжении всего XVIII века. Я занимался этим очень серьезно.

И./ Расскажите о предметах из фондов Исторического музея, которые еще не видели свет.

При коллекции в 5 млн естественно, что есть вещи, которые не выставлялись. Проблема доступа к предметам, которые находятся в фондах музея, касается всех крупных мировых музейных собраний и часто обсуждается в обществе. Как правило, только небольшой процент попадает в экспозицию. Ряд предметов не могут выставляться по совершенно объективным причинам — они не выдерживают долгого нахождения на экспозиции. Например, документы, гравюры, ткани, которые требуют особого подхода к хранению. Ряд предметов требуют большой реставрационной работы, чтобы попасть в экспозицию. Еще одна объективная причина — ни одна экспозиция не может вместить все коллекции. Но мы стараемся выставлять яркие произведения, которые хранятся в фондах.

И./ Какие ближайшие выставочные планы у музея?

В этом году планируем запустить еще два проекта: выставка, посвященная императору Николаю II и его семье, а также экспозиция с рабочим названием «Сокровища Русского Севера», где будут представлены различные памятники, связанные с историей этого удивительного и интересного края. Вообще у нас выставочная деятельность ведется не только на площадке Исторического
музея. Сейчас сразу в двух местах работает выставка «Королевские игры» — одна часть представлена в Казанском кремле, а другая — в прекрасном Музее оружия в Туле. Эти выставки пользуются очень большой популярностью. Они представляют уникальные коллекции западноевропейского оружия XVI–XVII веков и более ранние предметы — вооружение, взрослые и детские доспехи. Это предметы уровня королевского достоинства, и они отнесены к настоящим шедеврам. Многие из них долгое время никто не видел. На 2019 г. планируется выставка к юбилею учреждения ордена Святого Георгия. Там будут не только ордена и медали, но и предметы изобразительного искусства и, конечно же, оружие.

И./ С точки зрения развития технологий какие изменения ожидаются в музее?

Мы ведем активные работы по оцифровке наших коллекций и представляем их в электронном каталоге на сайте. Эта работа должна решить проблему представления широкой публике всей
коллекции музея, включая фонды, которые невозможно уместить в выставочных залах ГИМ.
Недавно мы начали публикацию уникальных памятников нашего фонда древних рукописей. Это
снимает сразу несколько вопросов. Во-первых, книга не может долго находиться в экспозиции
с точки зрения сложности хранения. Кроме того, она выпадает на время из исследовательского процесса. Представление же этого уникального материала в электронном каталоге дает возможность и увидеть его, и не прерывать работу исследователей. Мы также ведем работы по созданию мобильного приложения. Это, с одной стороны, облегчит для посетителей задачу знакомства с музеем, его экспозицией, а с другой стороны — создаст основу для расширенного предоставления информации. Прежние традиционные методы экспликации и бумажного этикетажа не позволяют решать эту серьезную проблему, возможности в части определенного объема информации ограничены. И решить это можно только за счет развития современных технологий.

И./ Не планируете ли взять на вооружение технологии виртуальной реальности для исторических реконструкций?

Мы очень осторожно относимся к теме исторических реконструкций, потому что наш музей в первую очередь представляет историю через памятники — уникальные коллекции и документы. Если вы посетите одну из частей нашего комплекса — Музей Отечественной войны 1812 года, вы уже сейчас увидите использование различных мультимедийных технологий в экспозиции. Здесь самое главное выбрать ту золотую середину, где современные мультимедийные технологии не довлеют над основной экспозицией, а помогают ей в предоставлении посетителям более широкой информации для понимания каких-то процессов и событий. Мне кажется, в некоторых случаях преобладание технологий в музеях может означать только то, что коллекция музея не позволяет представить на основе подлинных памятников то или иное событие или исторический период.

И./ Говоря об осторожности, вы имеете в виду риски неправильной трактовки исторических событий?

Конечно. Очень часто историков обвиняют в том, что они неверно трактуют исторические события. История — это наука, в ней существуют различные точки зрения и мнения, но все они должны опираться на факты. Процесс познания бесконечен. Появляются новые точки зрения, новые документальные доказательства. И даже история музейного предмета может быть не до конца изучена.
Государственный исторический музей (ГИМ) — крупнейший национальный исторический
музей России. Основан в 1872 г., здание на Красной площади Москвы было построено в
1875 г. по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова. Фонды современного Государственного исторического музея насчитывают более 5 млн единиц хранения и 14 млн листов документальных материалов. Число посетителей музея ежегодно превышает 1,2 млн человек. В настоящее время в музейное объединение входят Храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты Романовых. ГИМ также принадлежат выставочные залы на площади Революции, хранилища и реставрационные мастерские в Измайлове, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. С 1990 г. входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.
И./ Какие источники финансирования есть у музея?

В основном мы финансируемся государством, но и сами стараемся зарабатывать, регулярно развивая источники дохода.

И./ А возможности привлекать частный капитал нет?

Почему же! У нас целый круг партнеров, среди которых РЖД, «Северсталь», «Лукойл». Музей открыт для сотрудничества и с бизнесом, и с частными лицами по разным направлениям. Мы
ориентируемся на социально ответственные компании, находя с ними общие интересы и реализуя совместные проекты. На развитие музейного комплекса нужны средства. И хотя государство оказывает нам достаточно большую поддержку, требуются дополнительные средства, и немалые — и для пополнения музейного фонда, и для организации выставочных проектов, и для реставрации объектов музейного комплекса и предметов собрания.

И./ Вы не задумывались над созданием собственного эндаумент-фонда?

Все возможно, мы думаем над этим. Сейчас собираемся объявить сбор пожертвований на реставрацию памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. В конце 2016 г. он был официально передан в ведение ГИМ, и наши специалисты получили возможность исследовать памятник. В настоящее время его состояние вызывает серьезные опасения, и для сохранения монумента необходима безотлагательная реставрация. Успешная реализация этого проекта, без
преувеличения — государственного значения, невозможна без финансовой поддержки. Наши
обращения в ряд крупных коммерческих организаций с просьбой о поддержке реставрации до сих пор не нашли отклика. Поэтому было принято решение собирать деньги на реставрацию
памятника так же, как собирали на его установку — всем миром.

И./ Какие еще планы нуждаются в финансировании?

Музею крайне необходимо развитие инфраструктуры. Есть определенные сложности, связанные
с совершенствованием хранилищ. Наша гордость — это большая коллекция, но вы представьте, что более 90% этого собрания находятся в фондах, расположенных в центральной части Москвы! Это те помещения, которые могли бы быть использованы в экспозиционных целях, в целях работы с посетителями. Если освободить эти площади, создав новые помещения для фондов, то даже в главном здании можно получить около 1 тыс. кв. м для развития экспозиции. Для любого музея это достаточно большое пространство.
В 2022 г. Историческому музею исполнится 150 лет. Хотелось бы, чтобы юбилейные мероприятия отразились на будущем музея, дали ему возможность развития на долгую перспективу. Это не только проблемы с реставрацией и строительством. Это и совершенствование работы с посетителями, и расширение возможностей экспонирования, и создание хранилищ нового типа
с открытыми фондами, и, конечно, расширение круга попечителей и меценатов музея.
30 ноября 2018