И./ Что помогает действовать проактивно и их находить?
Первое — надо изучать глобальные тренды. Причем не только научно-технологические, а смотреть комплексно. Минимум по следующим направлениям: наука и технологии, общество и человек, природа, политика, нормативное регулирование, экономика, изменение ценностей домохозяйств, компаний, государств. Во всех этих направлениях могут быть и угрозы, и окна возможностей. Второе — понимать, как меняются рынки. Как меняются цепочки создания добавленной стоимости. Мы очень долгое время хотели стать частью мира, в итоге стали, несмотря на санкции и прочее, поэтому надо смотреть, в какой части цепочки создания добавленной стоимости находится ваш бизнес и как вы можете передвинуться в более высокомаржинальную часть. Например, если вы занимаетесь удобрениями, надо изучить рынки функциональных продуктов питания, которые сейчас оцениваются в сотни миллиардов долларов к 2025 году. Потому что функциональные продукты питания позволяют менять свойства человека — а это обязательно будет востребовано. Самое элементарное — какие-то биойогурты, далее — изучение микробиоты, но можно пойти еще дальше и предложить то, что будет способствовать выносливости, предотвращать болезни и т. д. Так вот сейчас многие компании, которые занимаются удобрениями, — казалось бы, какое
отношение они имеют к функциональным продуктам питания, — хотят дотянуться туда, потому что
там маржа, там прибыль. И говорят: «У вас не будет функциональных продуктов питания без правильных растений, животных, которые правильным образом питаются сами. А значит, нужны хорошие удобрения, комбикорма и т. д.».
И./ Это планирование даже не на два шага вперед. А еще примеры можете привести из другой отрасли?
Я могу сказать, что сейчас в мире происходит революция, связанная с космической отраслью, которая, к сожалению, проходит практически мимо нас. Это частная космонавтика. И речь не только про космический туризм, а о проведении широких исследовательских экспериментов. Есть лидер — Илон Маск, самый яркий представитель частного взгляда на космонавтику, но надо понимать, он не единственный. И такое направление, как космос, которое долгие десятилетия было прерогативой нескольких избранных стран, переходит в разряд более доступных. На самом деле космическая гонка существует не только для того, чтобы освоить космос, а в том числе для того, чтобы создать мотивацию освоить пул технологий, принципиальным образом отличающихся от тех, которые есть сейчас. Это национальная цель, которая мобилизует все ресурсы и позволяет получить лидирующее мировое положение. Даже если вы не полетите в космос.
Еще одно направление — это умные города. Это тоже точка сборки, вокруг которой много чего формируется. Компании, которые смогут освоить бизнесы, встроенные в концепцию умных городов, здорово диверсифицируют свои направления деятельности. Потому что город
становится масштабной экосредой. Много было сказано про умный дом, так вот теперь дом вышел
за пределы дома и появился умный город. Следующий шаг — это умные регионы. Когда не только город становится адаптивным под нужды людей, а уже регион, большая территория. Еще примером подобных цепочек является энергетика. Многие компании, в том числе те, у кого основные бизнесы были в традиционных секторах — в атомной энергетике, в нефтяной и т. д., давно вышли за пределы только одного сектора. Они идут в разные цепочки. Ключевой вопрос, на который должны ответить компании в этом аспекте, — где их источник конкурентоспособности, за счет чего они будут конкурировать на рынке.
И./ Факторы конкурентоспособности при этом меняются?
В мире они поменялись уже давно, очень сильно, и сейчас основной фактор конкурентоспособности — это доступ к данным. Данные, как говорит Джек Ма (основатель Alibaba Group, по состоянию на 2018 год самый богатый человек в Китае с состоянием в $35,8 млрд. — Прим. ред.), — новая нефть. Если у вас есть доступ к данным, у вас есть доступ к источникам конкурентоспособности. Но проводя параллель с источником — если вы не умеете правильно
из него напиться, вы ничего не сможете сделать. Те, кто не смогут не только получить доступ к данным, но и не сумеют, получив его, их обрабатывать и извлекать из них смыслы, будут в пролете.
И./ И в этом контексте какие технологии позволят обеспечить преимущество?
Если говорить про доступ к данным и анализ данных, то это, конечно, инфраструктура в виде масштабных дата-кластеров, квантовые компьютеры и технологии интеллектуального анализа больших данных. Мы во ВШЭ лет пять назад создали интеллектуальную систему анализа больших данных — Intelligent Foresight Analytics — сокращенно iFORA. Она вошла в пятерку мировых систем в нашей области по данным OECD — Организации экономического сотрудничества и развития,
которая делает мировой рейтинг конкурентоспособности стран.
И./ Всегда ли подрывные инновации лежат в плоскости цифровой экономики и так или иначе связаны с искусственным интеллектом, большими данными, роботизацией?
Необязательно. Просто сейчас это наиболее динамично развивающиеся направления. Я привел в пример энергетику. Это может быть следующая подрывная инновация. Для идентифицирования подрывных инноваций нужно делать ставку на кадры. Знали бы вы пять лет назад, что надо инвестировать в блокчейн? И что вы могли бы сделать, если у вас нет людей, которые могут это слово — распределенный реестр — хотя бы выговорить? Если компания хочет мобильно диверсифицироваться, инвестировать в подрывные технологии, ей вдвойне надо делать ставку на коллективы, на людей, которые должны обладать гибким портфелем компетенций, уметь быстро встраиваться в проектные команды и которые должны являться основным капиталом компании. Вообще тема человеческого капитала у нас сильно недооценена. По данным многочисленных исследований именно человеческий капитал будет основой для выживания бизнесов в ближайшее время. Доступ к данным — это источник конкурентоспособности. А люди, которые смогут сделать соответствующие продукты, услуги, — это двигатель конкурентоспособности. Без людей новой формации, без управленцев в области науки и технологий это не получится.
И./ А могут ли малые коллективы соревноваться с НИОКРами крупных корпораций? И в этом контексте есть ли перспективы для предпринимателя в том, чтобы инвестировать в стартапы, в отдельных энтузиастов-ученых?
Могут. В научной среде не прекращается до сих пор дискуссия по поводу того, каких компаний удел инвестиции в НИОКР — крупных или небольших. Долгое время все говорили, что только крупные компании имеют возможность инвестировать в НИОКР из-за эффекта масштаба. Но произошли изменения в самой сути науки. Очень активно развивается концепция не только открытых инноваций, но и открытой науки, когда есть доступ из любой точки планеты к участию в любых научных экспериментах. И барьер входа в академический мир, в мир инноваций снижается. По крайней мере денежный ценз. В современной экономике, где очень много креативных индустрий, где много индустрий, связанных с применением IT, — например, технологии дополненной реальности в медицине или в строительстве, — прерогатива больших компаний на инновации теряется. Когда есть возможность использовать иные источники средств на разработки — краудфандинг, например. Когда за неделю можно миллион долларов собрать. Поэтому многие крупные компании создают вокруг себя так называемый инновационный пояс, который включает университеты и множество маленьких стартапов. Это венчур, разбрасывание в поле. Если хотя бы одно зернышко со всего поля вырастет, но вырастет в баобаб, то инвестиции отбились.
И./ Какое место и какой объем в этом разбрасывании занимает финтех?
По финтеху как экономист я могу сказать следующее. Все обсуждают блокчейн, смарт-контракты, интернет вещей, биткоины и т. д. Это топ тем за последний год. Но практически никто не задается более системным вопросом, который для любого экономиста очевиден. А как меняется функция денег при этом? Давайте вспомним, откуда возникли деньги. Они возникли как общепризнанная мера стоимости. Сначала это были шкурки, ракушки, золотые монеты. Давайте вспомним, откуда возникли банки, какая у них была основная функция. Перераспределение денежных потоков. У кого-то брать, кому-то давать, брать на одни сроки, давать на другие. Сейчас эти фундаментальные функции меняются. И это для экономиста очень интересное время. У людей появляется платформенная возможность давать деньги друг другу напрямую (peer-to-peer). В институциональной экономике есть понятие идеального контракта, которого не существует.
Контракт, в котором все прописано, тогда и транзакционные издержки равны нулю. Многие компании страдают из-за высоких транзакционных издержек, то есть расходов на совершение сделки. Значимый пласт компаний-посредников живут за счет них. Так был устроен наш мир, пока не пришел блокчейн — распределенный реестр. Который вымывает ненужных посредников — возвращаясь к цепочке создания добавленной стоимости. А если посмотреть шире, то вся
банковская сфера в ее традиционном представлении может оказаться ненужным посредником между одним и другим человеком. Если мы можем между собой договориться, зачем нам банк. Понятно, что это смелое заявление. И у банков много функций, но современные IT-технологии бросают вызов этим коренным функциям. Это постепенно многие осознали, и Сбербанк, при-
знанный лидер инноваций, пытается работать с этим. Но заметьте, какой лозунг взяли для себя коллеги в качестве базового — «мы не банк, мы технологическая компания». Это принципиальный момент применительно к трансформации цепочек. Когда нефтяные компании говорят: «Мы не нефтяные компании, мы энергетические компании, мы удовлетворяем потребность в энергии». Компании, связанные с удобрениями или материалами, говорят: «Мы не занимаемся удобрениями и материалами, мы даем вам более продвинутое питание, делаем вашу жизнь лучше». Банк говорит: «Мы не просто банк, мы технологическая компания, мы обеспечиваем весь комплекс услуг от и до». Это изменение суверенитета производителя в пользу суверенитета потребителя.