точка зрения

Проростки на рынке
прямых инвестиций

Сергей Айрапетов,
партнер инвестиционного банка Aspring Capital
Любого инвестора интересуют всего три аспекта потенциальной инвестиции: как бизнес будет расти, будет ли он зарабатывать «по дороге» и, наконец, кому и по какой оценке его можно в итоге продать.
Российская экономика не растет, покупки со стороны иностранных инвесторов крайне выборочны, а IPO-размещения единичны и доступны только крупному бизнесу. Есть ли перспективы на рынке прямых инвестиций?
При всем негативном фоне российский рынок имеет несколько фундаментально сильных инвестиционных факторов, а именно: слабый уровень конкуренции, большое и образованное население и, как ни странно, потенциал роста потребления. Причем если в отдельных секторах, как, например, предметы личной гигиены, потенциал роста кроется в серьезном отставании России
по удельному потреблению даже от стран Восточной Европы, то во многих технологических
новациях наш рынок двигается в ногу или с небольшим отставанием от развитых стран.
Через Aspring Capital как консультантов по организации сделок слияний и поглощений проходит несколько десятков проектов в год, беремся мы за один десяток, успешно закрываются единицы. На основе этого потока можно сделать некоторые эмпирические выводы.
Хорошо растут проекты, которые угадывают или даже предугадывают меняющуюся структуру спроса. Сервис по автоматическому определению рекламного канала, через который пришел звонок потенциального клиента, платформа для занятий с репетиторами через приложение, батончики здорового питания — все это примеры создания нового спроса на рынке. Своего
потребителя находят тренды эффективности, диджитализации, здорового образа жизни.
Мы смотрим на так называемые light industries, в которых участие государства минимально — это не добыча полезных ископаемых, не металлургия, не машиностроение, а прежде всего интернет и технологии, производство потребительских товаров и ретейл, фармацевтика и здравоохранение.
Хорошо растут проекты, которые угадывают или предугадывают меняющуюся структуру спроса
На рынке интернета, технологий и медиа как раз больше всего упомянутого выше структурного изменения спроса и повышенной активности. Конечные покупатели здесь, как правило, российские — крупнейшие интернет-компании, банки и телекоммуникационные группы, которые
строят свои экосистемы и наполняют их различными решениями. B2C рынок объемен, но на него быстро выходят гиганты с высокими бюджетами и маркетинговой мощью, не оставляя места независимым игрокам (яркий пример — доминирование Yandex и Mail.ru на рынках доставки из ресторанов и такси). Нишевая стратегия на B2B рынке с акцентом на корпоративные продажи,
как правило, менее затратна и может позволить компании независимо дорасти до значимых объемов и стать привлекательной для стратегического инвестора.
На рынке FMCG и ретейла перспективны новые форматы и веяния. Пример: мини магазины без продавцов, которые выгодно размещать в бизнес-центрах — там, куда не доходит традиционный
ретейл. Если же посмотреть на пищевую отрасль в целом, то видно, что все крупнейшие глобальные компании охотятся за растущими производителями здорового питания.
А вот на фармацевтическом рынке затишье со сделками — потребление не растет, по-настоящему инновационных российских препаратов немного, а многие иностранные компании уже локализовали свое производство.
В завершение хочется поделиться важным наблюдением: инвестировать в России лучше в команды, сфокусированные на органическом росте и получении прибыли, а не на многочисленных раундах инвестиций. Узость инвестиционного сообщества в стране делает ставку на раунды крайне рискованной.
18 октября 2019