финансы

РЫНОК M&A:
НА ПОРОГЕ ЦУНАМИ

Об особенностях консолидации в разных секторах экономики и том, как коронакризис
повлиял на планы продавцов и покупателей, а также о появлении новых инвестиционных
возможностей — рассказывает M&A-консультант фондов и собственников компаний
среднего и малого бизнеса Unicorn Capital Advisers.
И
Сергей Моисеев, Сергей Яичкин, Александр Воронин, Никита Хазин, Савелий Томащук
2020 год выдался исключительным для сектора M&A: число закрытых сделок уменьшилось, что понятно: владельцы компаний были заняты реагированием на кризис, и в эти тяжелые времена приоритетной задачей для них стало «тушение операционных пожаров».
Однако, несмотря на трудности ушедшего года, в портфеле Unicorn Capital Advisers есть не только успешные закрытия по привлекательной цене, но и ряд новых мандатов в различных отраслях. На наш взгляд, мы стоим на пороге M&A-цунами. Вызванный COVID-19 кризис, безусловно, повлиял на оценку и процесс продажи активов, однако, как и в любой другой сфере жизни, покупатели и продавцы адаптировались к новой ситуации и не рассматривают события 2020 года как основу для определения стоимости бизнеса. В настоящее время стоимость складывается, скорее, субъективно, чем объективно, чтобы облегчить продажу компании по справедливой цене. При этом, как и ранее, оценка бизнеса зависит в первую очередь от личных факторов предпринимателя. Продавец может захотеть ускорить процесс из-за собственных
проблем, а может оказаться, что у него нереалистичные ожидания, которые замедляют течение сделки. Оценка — это инструмент переговоров. Роль M&A-консультанта — найти лучших покупателей для компаний и, с другой стороны, целей инвестирования. Мы делаем все возможное, чтобы определить наиболее подходящую для обеих сторон цену, используя рациональные аргументы.
Да, COVID-19 доставил много неудобств предпринимателям, однако важно подчеркнуть, что в некоторых секторах в результате пандемии появились инвестиционные возможности. Текущая конфигурация российского рынка выглядит следующим образом.

Строительный сектор
В целом год, обремененный карантином и его последствиями, дался реальному сектору непросто.
Предприятия на ощупь приспосабливались к новым и часто меняющимся условиям, стремясь сохранить объемы, загрузку, штат.
Сегменту производства строительных материалов, напрямую зависящему от активности девелоперов и объемов строительства, отчасти помогло государственное стимулирование в виде программы льготной ипотеки. Многие заметные игроки из совершенно разных товарных категорий строительных материалов, в отсутствие ясных сигналов относительно будущего и с учетом
вступления в фазу зрелости бизнеса, обнаружили себя на стратегическом перепутье: что делать дальше — взять паузу или инвестировать, рассмотреть продажу бизнеса или, наоборот, покупать? Если с вопросом точечных инвестиций все относительно понятно, то достойно выйти из качественного, отстроенного годами бизнеса и получить премию к оценке здесь и сейчас — задача высшего пилотажа. К ее решению собственники подходят трепетно, а если возникает потребность в совете M&A-консультанта, определяющее значение имеют репутация, история положительных
бизнес-отношений и готовность и умение выйти за рамки коробочного решения. Для игроков — локомотивов своих ниш переговоры внутри собственного сегмента рынка часто малоперспективны и сопряжены с высокими коммерческими рисками, собственники по возможности избегают таких сценариев и уклоняются от проявления инициативы. Желанная сделка нередко приходит из смежных, более крупных звеньев — это девелоперы первого уровня, федеральные поставщики основного сырья, крупнейшие операторы каналов дистрибуции и т. д. Все реже смотрят в сторону экспансии в РФ крупные профильные иностранные холдинги. Такие приобретения скорее экзотика.
В сегменте производства строительных материалов достаточно активов на продажу: последствия карантина затягивают в воронку консолидации менее крупных игроков, пригодных для горизонтальной либо вертикальной интеграции, с ослабленной переговорной позицией. Предельный мультипликатор таких сделок редко превышает 4–5-годовых EBITDA компании до пандемии. Особняком стоят готовые покинуть РФ иностранные компании, оценивающие себя
по историческим затратам. Помимо своевременной диагностики переговорной готовности и обслуживания конвейера из компаний-мишеней в нагрузку M&A-консультанту добавляется импровизация в вопросах структурирования сделки ввиду деформации бизнеса в непростой для
поглощаемых компаний период.

Нефтегазовая,
энергетическая,
химическая
промышленность
В последние годы на предприятиях отрасли природных ресурсов, химического и энергетического профиля все чаще происходят корпоративные конфликты между акционерами.
Высокая капиталоемкость любой отрасли — это всегда барьер для притока новых игроков на рынок. Управление же частными компаниями, как правило, реализуется акционерами, совмещающими функции операционного менеджмента, что неизбежно приводит к замыканию на себе в принятии многих решений и не стимулирует создание эффективной, самостоятельно действующей структуры корпоративного управления. Добавляя к этому слабое развитие института наследования в российском бизнесе, мы получаем низкую вероятность мирной правопреемственности активов при смене поколений и высокую вероятность формирования разных взглядов на управление компанией среди акционеров.
В такой конфигурации любые кризисные явления в экономике становятся катализатором накопившихся на предприятии проблем. А перестановка сил происходит либо с использованием разных форм государственного капитала и ресурсов при участии команды менеджеров, либо
между отраслевыми участниками-тяжеловесами, что и дальше укрепляет их положение на рынке со всеми вышеописанными проблемами.
Таким образом, экономика подходит к критическому накоплению конфликтных ситуаций в капиталоемких отраслях. Уже сегодня мы все чаще сталкиваемся в своей практике с активами, где есть элементы «специальных ситуаций», что неизбежно ведет к снижению ценности каждого
рассматриваемого актива.
Однако в качестве позитивного фактора важно отметить и появление широкого круга предпринимателей, которые стремятся найти выход из сложившейся ситуации через
дружественные слияния и построение эффективного корпоративного управления с целью создания системы сдержек и противовесов. Образование новых игроков через объединение компетенций, капитала и ресурсов возможно даже в высококонсолидированных отраслях, в связи с чем мы ожидаем активизацию сделок M&A самого разного характера.

Металлургия
В металлургическом сегменте расстановка сил стабильна, и, скорее, сегодня возможны лишь отдельные оппортунистические поглощения компаний второго-третьего порядка.
Крупные игроки присматриваются к возможности развития собственной дистрибуции, укрепляют ресурсную базу. Также значительный консолидационный интерес представляют узкоспециализированные нишевые игроки: спецметаллургия и металлообработка для ответственных отраслей. Обозначился вектор на диверсификацию и поиск новых точек роста, повышенное внимание уделяется новым композитным материалам, способным прийти на смену металлу. Попутно, решая задачи повышения эффективности, металлурги активно избавляются от непрофильных активов.

Пищевая промышленность
Пищевая промышленность — высокофрагментированная индустрия, M&A-активность в которой растет из-за целого ряда факторов, уникальных для каждого отдельно взятого ее сегмента.
Слова «санкции» и «контрсанкции» прочно укрепились в нашем лексиконе, и все уже смирились с тем, что это всерьез и надолго. Сообразительные предприниматели поняли это чуть раньше, поэтому профильные издания пестрят новостями о закладке новых сырных заводов по всей России. Наиболее же быстрые и дальновидные решают этот вопрос через M&A — моментальное
получение функционирующего производства, лояльной аудитории и, что немаловажно в этом сегменте, сырьевой базы, на «приручение» которой обычно уходят годы.
В цельно- и кисломолочной индустрии в последние годы идет тренд, обратный тому, что служил драйвером развития рынка без малого полтора десятка лет. Потребитель отворачивается от федеральных брендов и продукции с длительным сроком хранения в пользу локальных продуктов, где брендом являются сами заводы, выступающие для потребителя гарантом качества и пользы для здоровья. В данном сегменте основными активами при M&A являются не торговые марки и производственные мощности, а целые рынки — федеральные округа, области и города.
Индустрия мясного животноводства по природе своей циклична — периоды роста рынка чередуются с периодами консолидации. На текущем витке рынки куриного мяса и свинины уже перенасыщены, пространства для органического роста крайне мало. Производителей начинает все больше беспокоить эффективность. И здесь на помощь приходят M&A, за счет которых достигаются синергия на уровне затрат, повышение маржинальности, в том числе через вертикальную интеграцию.

Фармацевтическая
промышленность
Традиционно готовая дать фору своей M&A-активностью, фарма в коронакризис заметно притормозила.
Режим карантина сделал свое дело и заставил перекраивать бюджеты, скорректировав планы M&A. Однако, в отличие от ряда базовых отраслей, на фармрынке по-прежнему с локальными лидерами за лакомые цели конкурируют иностранные деньги, а мультипликаторы сделок с качественными активами начинаются от 8x EBITDA и достигают двузначных цифр в сделках с бестселлерами. Крупные игроки в рамках предыдущей волны поглощений и органических инвестиций обеспечили задел производственных мощностей, и все чаще сделки совершаются в формате приобретения пула
ключевых для бизнеса интеллектуальных активов: регистраций, патентов, товарных знаков и т. д. С одной стороны, это значительно снижает традиционные риски, сопряженные с приобретением всего бизнеса, с другой стороны, это расставляет индивидуальные акценты в вопросах подготовки, структурирования таких сделок и максимизации стоимости для продающих акционеров.

Банки и финансовые
институты
Финансовый сектор экономики России последних десяти лет приучил нас к регулярным новостям о закрытых M&A-сделках, а текущая конъюнктура рынка будет только усиливать данную тенденцию в будущем.
Тренд затрагивает как банки и страховые компании, так и рядом стоящие финтех-сервисы.
Ужесточение политики регулятора уже привело к волне отзыва банковских лицензий, COVID-19 также не улучшает ситуацию, негативно влияя на качество кредитных портфелей. Критическая разница в размере кредитных организаций напрямую сказывается на стоимости источников фондирования и, как следствие, влияет на условия по кредитным ставкам. Таким образом, достаточно очевидно, что число 346, эквивалентное количеству банков на сегодняшний день, будет неизбежно уменьшаться и стремиться к 50 или 10 в зависимости от уровня вашего оптимизма.
Потенциальных нишевых покупателей, которые будут продолжать консолидацию банковского рынка, можно пересчитать по пальцам одной руки. Так как финансовые и трудовые ресурсы консолидаторов ограничены, купить все банки сразу не представляется возможным, поэтому процесс продлится не один год, а продать банк по справедливой оценке смогут только самые расторопные. Интерес со стороны крупных e.com-игроков и других IT-гигантов к развитию новых финансовых услуг для клиентов на основе собственной экосистемы создает новый портрет
потенциальных покупателей финансовых институтов. Примером подобной сделки послужило объявление Wildberries о покупке банка для развития собственных карточных программ лояльности и прочих вспомогательных сервисов для клиентов. Стоит отметить, что данные
приобретения будут разовыми, поэтому в долгосрочной перспективе на рынок это вряд ли окажет сильное влияние.
Представителей продающей стороны справедливо будет разделить на два типа: небольшие региональные и столичные банки, которые создавались под специальные задачи акционеров, переставшие быть актуальными на сегодняшний день, и иностранные банки, потерявшие интерес к финансовому сектору России.
При рыночной оценке банков на основе сделок последних десяти лет мультипликатор к капиталу составляет 0,6–0,8 за редким исключением, когда речь идет о банках со специализацией и сильной командой.
В сделках с покупателями не из банковского сектора мультипликатор может быть выше, так как компании решают для себя иные стратегические задачи. Другими интересными целями
для крупных банков будут финтехсервисы. Их активное развитие в околобанковском секторе приучило клиентов к разнообразному и удобному функционалу, что спровоцировало ускорение цифровизации классических финансовых институтов. В результате крупные банки развивают собственные дополнительные сервисы и регулярно приобретают уже готовые компании для улучшения качества работы с клиентами и увеличения маржинальности бизнеса.
В ближайшее время мы не увидим уменьшения количества сделок в финансовом секторе — M&A, наоборот, станет более частым рыночным явлением.

2021