Финансовый сектор экономики России последних десяти лет приучил нас к регулярным новостям о закрытых M&A-сделках, а текущая конъюнктура рынка будет только усиливать данную тенденцию в будущем.
Тренд затрагивает как банки и страховые компании, так и рядом стоящие финтех-сервисы.
Ужесточение политики регулятора уже привело к волне отзыва банковских лицензий, COVID-19 также не улучшает ситуацию, негативно влияя на качество кредитных портфелей. Критическая разница в размере кредитных организаций напрямую сказывается на стоимости источников фондирования и, как следствие, влияет на условия по кредитным ставкам. Таким образом, достаточно очевидно, что число 346, эквивалентное количеству банков на сегодняшний день, будет неизбежно уменьшаться и стремиться к 50 или 10 в зависимости от уровня вашего оптимизма.
Потенциальных нишевых покупателей, которые будут продолжать консолидацию банковского рынка, можно пересчитать по пальцам одной руки. Так как финансовые и трудовые ресурсы консолидаторов ограничены, купить все банки сразу не представляется возможным, поэтому процесс продлится не один год, а продать банк по справедливой оценке смогут только самые расторопные. Интерес со стороны крупных e.com-игроков и других IT-гигантов к развитию новых финансовых услуг для клиентов на основе собственной экосистемы создает новый портрет
потенциальных покупателей финансовых институтов. Примером подобной сделки послужило объявление Wildberries о покупке банка для развития собственных карточных программ лояльности и прочих вспомогательных сервисов для клиентов. Стоит отметить, что данные
приобретения будут разовыми, поэтому в долгосрочной перспективе на рынок это вряд ли окажет сильное влияние.
Представителей продающей стороны справедливо будет разделить на два типа: небольшие региональные и столичные банки, которые создавались под специальные задачи акционеров, переставшие быть актуальными на сегодняшний день, и иностранные банки, потерявшие интерес к финансовому сектору России.
При рыночной оценке банков на основе сделок последних десяти лет мультипликатор к капиталу составляет 0,6–0,8 за редким исключением, когда речь идет о банках со специализацией и сильной командой.
В сделках с покупателями не из банковского сектора мультипликатор может быть выше, так как компании решают для себя иные стратегические задачи. Другими интересными целями
для крупных банков будут финтехсервисы. Их активное развитие в околобанковском секторе приучило клиентов к разнообразному и удобному функционалу, что спровоцировало ускорение цифровизации классических финансовых институтов. В результате крупные банки развивают собственные дополнительные сервисы и регулярно приобретают уже готовые компании для улучшения качества работы с клиентами и увеличения маржинальности бизнеса.
В ближайшее время мы не увидим уменьшения количества сделок в финансовом секторе — M&A, наоборот, станет более частым рыночным явлением.