Сейчас в Китае происходит намеренная перестройка целых деловых кварталов. Кажущиеся современными офисные комплексы сносятся, и вместо них возводятся небоскребы, которые занимают мало места на земле. На нижних этажах располагаются магазины, рестораны, потом коворкинги, офисы, зоны развлечений, а потом вообще жилье. Строится образ жизни. Это новый подход — люди не хотят никуда ехать, добираться до работы, а хотят, чтобы все было в шаге от них. Такая трансформация. Следуя концепции гибкости, торговые центры превращаются, с одной стороны, в витрину, где множество продавцов выставляют свой товар (который потом, возможно, будет куплен в интернет-магазинах, но для того, чтобы он был куплен, нужна красивая витрина), а с другой стороны — в большую зону развлечений, обучения, времяпрепровождения.
Неопределенность — это первая тенденция. Вторая — демографическая. Сейчас удивительный момент во всем развитом мире. Люди старше 30–40 лет изменили манеру потребления. Период насыщенной и благополучной жизни привел к тому, что были удовлетворены все первичные потребности, и теперь в значительной мере сокращается потребление товаров. При этом молодое поколение — живет в гаджетах, и для них ценность товаров тоже не так велика. Спрос перераспределился для среднего возраста в пользу развлечений, а для молодежи в пользу
гаджетов. Стандартный ТЦ как модель отмирает. Уменьшаются гипермаркеты, потому что люди не хотят тратить время на поездки туда, хождение с тележкой в условиях, когда развиваются интернет-доставка и небольшие магазины у дома, цены в которых близки к гипермаркетам. Эта модель резко ускорилась из-за пандемии.
И./ Так, выбрали объект в соответствии с этими тенденциями. Дальше что происходит?
Дальше в классическом варианте нужно собрать деньги инвесторов. Либо через биржу, либо по внебиржевым каналам. Пул инвесторов вкладывает деньги в фонд для того, чтобы фонд купил этот объект. Потом крупные инвесторы могут продать свои паи более мелким инвесторам.
И./ Какие цели преследуют эти инвесторы — только доходность?
Так как они собирались 15–20% своих денег инвестировать в недвижимость, они разместят эти средства и получат сразу несколько результатов: доход, который превысит инфляцию, плюс премию; профессиональное управление недвижимостью от управляющей компании, причем имущество фонда будет отделено от имущества УК, что является защитой инвестиций;
инвестицию в первоклассный объект, который нельзя заполучить другими способами; и защиту от регуляторов — инвестиции будут гарантированно проводиться в соответствии с законом. При этом к минимуму сведено личное участие во всех процессах.
И./ Можно ли говорить о стабильном уровне доходности, если в ТЦ поток арендных платежей способен как увеличиваться, так и уменьшаться, что отражается на доходности по паям?
Если это крупный объект, у него не один арендатор, а 200, и все вместе они не уходят. Они будут получать скидки. Скидки не у всех одинаковые, кому-то они предоставляются, кому-то нет, и общий денежный поток от арендных платежей не сильно снижается. Повторю — если объект хороший. Это обеспечивается в первую очередь через правильный локейшн, остальное второстепенно. Шикарный, но плохо расположенный объект — и арендный поток будет уничтожен первым же кризисом. А в хорошо расположенном арендаторы стремятся остаться.
И./ Большинство существующих сегодня фондов недвижимости — внебиржевые. Следовательно, их
паи неликвидные?
Если паи не торгуются на бирже, то легкой процедуры продать их нет. Управляющая компания не может покупать, нужно продать другим инвесторам, иногда УК может оказать в этом содействие. Это не так просто, как забрать вклад из банка или как продать облигацию, торгуемую на бирже. Любая инвестиция в недвижимость не такая ликвидная, будь то квартира или паи. Но развитие рынка коллективных инвестиций в России идет в сторону биржевых фондов. Через несколько лет они все, вероятно, будут торговаться, и это решит вопрос ликвидности. Во всяком случае большой вклад в это вносят крупные игроки — банки, в том числе госбанки. Как сейчас никому не надо объяснять, что такое депозит, и многим не надо объяснять, что такое облигация, так же будут знать и про ЗПИФы. Объемов США нам, конечно, не достичь, у нас нет такого ВВП, но пространство для роста очевидно. Если сейчас объем ЗПИФов в России около 4,5 трлн рублей, из них торгуемых — 100 млрд рублей (сравните с $1,2 трлн в США), то даже превращение 100 млрд рублей в 1,2 трлн рублей — потенциал немыслимый. А с учетом количества недвижимости и налоговых новаций, снижающих привлекательность прочих инструментов, очень много лиц и организаций понимают, что фонды недвижимости — это тема для очень бурного развития. Помимо
фондов для коллективных инвестиций во всем мире активно создаются частные семейные фонды.