Основной причиной, по которой суд признает договор тщетным, является наступление событий,
в результате которых исполнение договора становится физически невозможным (supervening
impossibility of performance). Физическая невозможность исполнения договора имеет место
в случае:
1. Гибели определенной вещи. Лучшим примером является дело Taylor v Caldwell, в котором зал, который был сдан в аренду для проведения концертов, полностью сгорел. И хотя арендатор понес расходы на подготовку и рекламу концертов, суд отказался взыскать эти убытки с арендодателя. К счастью, пандемия не сопровождалась физическим уничтожением имущества, поэтому признание договора тщетным по этому основанию представляется маловероятным.
2. Недоступности. Договор может стать тщетным, если предмет договора, или вещь, или лицо,
необходимые для исполнения договора, хотя и не гибнут, но тем не менее становятся недоступными.
Например, договор фрахта судна может быть признан тщетным в случае ареста, конфискации, реквизиции судна властями или когда товар, подлежащий перевозке, становится недоступным вследствие забастовки в порту погрузки (дело The Nema). Договор поставки может быть признан тщетным, если товар реквизирован властями. Договор управления и распределения прибыли также может быть признан тщетным, если нефтяные промыслы, которые принадлежали обеим
сторонам договора, были реквизированы правительством страны (дело BP Exploration Co
(Libya) Ltd v Hunt).
3. Исчерпания источника. Договор может быть признан тщетным, если товар должен поставляться из определенного источника, и в силу причин, не зависящих от сторон, такой источник становится недоступным. Например, если кофе должен быть выращен на строго определенной плантации,
однако из-за засухи произошел неурожай. Или если сырье должно быть импортировано
из определенной страны, но это стало невозможным из-за военных действий, стихийных бедствий или запрета экспорта.
Это уже ближе к последствиям эпидемии, поскольку, например, китайский поставщик может заявить о тщетности договора ввиду того, что его завод был остановлен властями и не работал несколько месяцев. Однако критически важно, чтобы именно две стороны полагали, что товар должен поставляться из определенного источника. Если так считает только одна сторона, то ни о какой тщетности договора речи не будет. Соответственно, если речь идет о поставке каких-то
уникальных товаров, которые производятся на единственном заводе в мире, то появляются основания заявлять о тщетности договора. В противном случае факт остановки завода не влияет на надлежащее исполнение договора китайским поставщиком.
Интересно отметить, что аналогичные правила применяются также в том случае, когда речь идет об источнике средств покупателя. Так, договор не будет признан тщетным, если покупатель собирался платить продавцу деньгами, которые он планировал перевести со своего счета в иностранном
банке, однако такой перевод стал невозможен по причине ужесточения валютного регулирования (дело Universal Corp v Five Ways Properties Ltd). Невозможность собрать валюту платежа также не приводит к тщетности договора (Congimex SARL (Lisbon) v Continental Grain Export Corp
(New York)).
4. Невозможности способа исполнения. Договор может быть признан тщетным, если предусмотренный им способ исполнения становится невозможным. Лучшей иллюстрацией
являются несколько судебных дел из договоров фрахта, возникших в связи с закрытием Суэцкого канала в 1957 и в 1967 годах. Закрытие Суэцкого канала приводило к тому, что из Средиземного моря можно было добраться в Индийский океан и обратно только через мыс Доброй Надежды, обогнув Африку. Этот крюк увеличивал продолжительность рейса в 2,5 раза, а цену фрахта — примерно в два раза. Тем не менее, поскольку ни один из договоров фрахта не предусматривал, что судно должно обязательно проходить через Суэцкий канал, суд отказался признать эти договоры тщетными. Более того, судьи высказали мнение, что даже если бы условия договоров фрахта явно бы указывали на необходимость прохода через Суэцкий канал, то даже в этом случае договоры были бы признаны действующими. Это связано с тем, что в обоих делах речь шла о доставке нескоропортящихся товаров, сроки перевозки были не совсем точными и т. п.
Поскольку во всех странах сроки ограничений не превышали 2–3 месяцев, то вероятность признания договоров тщетными по этому основанию представляется низкой.