личный капитал

Знания как актив

И
Марина Миронова
Каждый из нас — владелец значительного капитала: капитала знаний. Мы накапливали его многие годы в процессе учебы, решения практических задач, общения со значимыми и умными людьми. Структура данного капитала у каждого своя, но опасения, связанные с его хранением и использованием, могут быть схожими.

Возможно, вы уже задавали себе вопросы, насколько актуальны ваши знания, не сжирает ли их инфляция памяти, стоит ли тратить значительное количество времени и сил на расширение своих знаний или в наше время шеринговой экономики достаточно доступа к поисковым сервисам, чтобы
уточнить любой факт. На что похож именно ваш багаж знаний? Это тяжелый монолит в профессии, каталогизированная библиотека, где на каждый
профессиональный и личный вопрос есть своя полочка с информацией, или лоскутное одеяло из нескольких областей, вороха книг, статей, лекций,
рассказов друзей, которое дарит яркие идеи в нужный момент?

Подобные вопросы могут стать полезной отправной точкой, чтобы спланировать свое развитие. При принятии новых решений в жизни или карьере, при обдумывании участия в новых проектах важно оценить и ваш текущий актив. Окинув мысленным взглядом все накопленное за долгие
годы, вы наверняка увидите зону актуальной информации — то, чем вы оперируете каждый день, то, на что можно опереться в новом проекте, та информация, которая под рукой каждую минуту. Именно эти знания легко капитализируются в практические решения и реальный доход. Скорее всего, в фоновом режиме вы эти знания расширяете и подкрепляете: профессиональные сообщества, обсуждения, литература, конференции, семинары и онлайн-обучение. Все для того, чтобы решения опирались на действительно актуальную информацию. Это как намывать золотые
крупинки в золотоносном ручье: все внимание сосредоточено на текущем моменте, и вот он — реальный результат от работы.

За периметром круга актуальных знаний находится зона фундаментальных основ. Это то, что вы изучали в институте, на МВА, то, что требует погружения и вдумчивого осмысления. В каждодневной работе нам нет необходимости помнить о теории монетаризма Милтона Фридмана или гуманистическом подходе в психологии Карла Роджерса, но без глубоких системных знаний, на формирование которых мы потратили не один день жизни, наши решения будут сиюминутными и поверхностными и будут больше походить на бесконечное отбивание мячей в настольном теннисе. Фундаментальные знания позволяют выйти за пределы ситуации здесь и сейчас, взглянуть на задачу шире, получить более взвешенное и эффективное решение. Без этих знаний невозможны стратегические решения. Подобную часть капитала можно сравнить с надежными активами, которые гарантируют безбедное будущее и приносят постоянный доход.

Еще более широкий круг — это гуманитарные знания, которые никак непосредственно не связаны с вашей деятельностью. Зачем нам информация, что оперу «Евгений Онегин» написал П. И. Чайковский, а самая известная картина Эдварда Мунка — «Крик». Эти знания мы не используем в повседневной жизни, да и в общении с друзьями они востребованы нечасто. Возможно, перечень авторов, художественных произведений и основных составляющих сюжета — это необходимый саквояж культурного человека. Но перечень объектов знаний бесконечен, чтобы считать
этот саквояж собранным. Скорее, эта часть капитала знаний накапливается непроизвольно, в процессе жизни, роста, общения. Это как приятные дивиденды от яркой и насыщенной жизни, где есть место не только рабочим вопросам, но и путешествиям, чтению, театрам.

Есть еще одна составляющая в структуре знаний — это информационный шум, то, что обрушивается
на нас каждый день по всем каналам: знания о политических перипетиях в дальних странах, о любовных неурядицах публичных личностей, о каждодневных происшествиях, радостных и трагических, но никак не влияющих на вашу жизнь. Это как бурная река, несущая ветки и мусор, но иногда в ней может оказаться действительно что-то ценное. Мы можем выловить из этого потока и профессиональные сведения, и базовые знания, и информацию о культурных событиях. И тут важны законы восприятия, мы выделяем из общего потока то, что для нас актуально. Как беременная женщина везде видит информацию о родах и воспитании детей, так и профессионал опытным взглядом выцепит из информационного шума то, что важно именно в его области. Если вы увлечены оперой, то не сможете пропустить информацию о новой постановке.

Знания в нашей жизни не всегда говорят об интеллекте, так же как и владение активами — не всегда показатель успешности. Знания — как деньги, важны не сами по себе, а тем, как могут быть использованы в жизни и работе при планировании, принятии решений, выработке тактики. В знаниях важно не их количество и разнообразие, а применимость и актуальность. Как «керенки»
оказались бесполезной бумагой в 1922 году, так и часть наших знаний оказывается пустой тратой времени. Но вряд ли возможно выстроить идеальную тактику: узнавать нужное и полезное, игнорировать пустое и лишнее. Деньги к деньгам, а знания — к знаниям. Имея широкий кругозор и глубокое понимание в той или иной области, вы легче запомните новые данные. Они просто встроятся в уже существующую картину мира. С возрастом память часто работает хуже, но за счет того, что информация накладывается на существующий опыт, ее освоение проходит легче.

Понимание структуры собственных знаний позволяет оценить существующий актив и определить пути его развития. Современный подход к развитию знаний — lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни). Обучение — это не единичные курсы и образовательные программы для получения диплома, а непрерывный процесс, в котором важно определить ожидаемую ценность
и направление движения. Для чего вам нужно учиться? Какую конкретную цель вы хотите достичь
с помощью обучения в бизнесе, жизни, отношениях? В ближайшие несколько месяцев, в перспективе нескольких лет? Без четкой цели пополнение багажа знаний может превратиться в бесконечный серфинг по любопытным, модным, рекомендуемым, но для вас абсолютно бессмысленным темам. Уже сейчас вы много добились благодаря широте кругозора. Все ваши результаты напрямую связаны с тем, что вы учили раньше, скорее всего, на текущих знаниях вы сможете достичь и ближайшей вершины. Но для радикальных изменений нужна новая опора.

Говорят, что если понятно «зачем», то реализуемо любое «как», но на практике это утверждение не всегда работает. Вы знаете, зачем учиться, что вам дадут сейчас или в будущем вот эти конкретные знания, но ничего не происходит. Нет времени, нет возможности даже просто почитать, не говоря уже о том, чтобы выделить несколько часов в неделю на новую область знаний. Это в институте можно было потратить 4–6 лет только на учебу в различных ее форматах. Сейчас уж точно нет такой возможности. Важно не запоминать гигабайты информации, а создавать когнитивные схемы, изучать взаимосвязи между явлениями. Это похоже на библиотечный каталог: определить необходимые именно вам области знаний, понять, как они встраиваются в уже общую структуру, и уже после этого методично день за днем наполнять ее. На каждом из этапов есть свои сложности, но андрагогика — наука обучения взрослых — уже дала ответы на многие вопросы и предложила подсказки, как сделать обучение эффективнее: осознанность, самостоятельность, осмысленность, опора на жизненный опыт, практическая направленность и применимость полученных знаний дают отличный итоговый результат.

Дают ли накопленные знания гарантии успеха и процветания? Конечно же нет, но широта кругозора обеспечивает повышение скорости решения, делает общение с разными людьми легче и интересней, новые идеи вызревают на базе уже имеющейся информации за счет соотнесения
разных элементов. Поэтому так важно не только оценить свой актив, но и выстроить систему его развития.
2021